Папки-передвижки

Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста (1 фото)

Элеонора Букайран
Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Внимание это не всегда данное качество, его нужно развивать. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание - всегда сосредоточенность на чем-либо и само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Темочки:

Для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (устойчивость, переключаемость, объем, концентрация, распределение). Свойства внимания развиваются независимо друг от друга: одно из них может быть достаточно развитым, другое менее развитым. Наиболее эффективным средством развития внимания являются игры и занимательные игровые упражнения, которые можно включать во все виды деятельности.

Большой интерес у детей вызывают словесные игры "Кто позвал?", "Летает - не летает", "Запомни и повтори", "Кто, что услышит", "Так бывает или нет?", "Доскажи словечко". В таких играх дети выслушивают отрывки из стихотворений или историй и учатся находить несоответствия, небылицы, учатся на слух определять голоса ребят и звуки инструментов, эти игры помогут развить концентрацию внимания, слуховое восприятие.

Например :

"Так бывает или нет"

Цель: развитие слухового внимания, распределения внимания.

Содержание. Ребенку надо представить ситуацию, которую описывает взрослый, он ловит мяч, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, Если этого не бывает. Например : "Мышка ловит рыбу", "Волк бродит по лесу", "Лодка по небу плывет", "Собака пишет письмо", "Мальчик играет в машинку".

"Странные рассказы"

Цель: развитие слухового внимания.

Содержание. Прослушать рассказы и сказать, что в них неправильно. Например :

***

Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям снова стало весело.

***

Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.

"Исправь ошибки"

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

***

На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

***

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть. (бананы)

"Небылицы"

Цель: развивать внимание и замечать нелогичные ситуации.

Задание. Прослушать стихотворения и отметить все небылицы.

"Переполох в лесу"

В лесу переполох случился,

Медведь мяукать научился,

А кошка лает там: "Гав - гав",

У нее суровый нрав.

Там курица шипит гадюкой,

А на реке кудахчет щука.

Вдруг квакать начали ежи,

На дереве мычат чижи.

Ревет корова, как медведь,

И соловей не хочет петь,

Он начал блеять, как овца,

И переменам нет конца.

В образовательной деятельности по математике можно провести упражнения на закрепление навыков счета, знание порядковых значений чисел: "Считай дальше", "Считай обратно", "Назови соседей числа", "Счет через один". На развитие зрительного внимания с карточками : "Какой цифры не стало?", "Какое число пропущено?", "Что изменилось?". Игры головоломки "Танграм", "Волшебный круг", "Сфинкс", "Листик", проводиться поэтапно, с плавным переходом от одного задания к другому, с подробным пояснением. Сначала ознакомление с набором фигур в игре. Затем составление фигур - силуэтов по расчлененным образцам, и более сложный способ составление фигур по образцам контурного изображения.

Большой интерес дети проявляют при выполнении заданий в тетрадях в клетку, когда дети должны правильно срисовать с образца какую-либо фигуру или предмет. Ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки. Такие задания, как "Дорисуй" очень важны для развития у детей наблюдательности, внимания, умения выделить все мелкие детали предмета, найти недостающие части, а затем из них собрать целое. Сначала дети внимательно изучают образец (например кошку, выделяют ее части, затем рассматривают рисунок с недостающими деталями и отвечают на вопрос: "Что забыл нарисовать художник?". После этого самостоятельно дорисовывают недостающие части. Такие задания как "Графические диктанты", "Срисовывание по клеточкам" учат ребенка ориентироваться на листе бумаги, развивают концентрацию и объем внимания, формируют умение следовать образцу, развивают мелкую моторику.

Дети очень любят занимательные задачи, замысловатые вопросы, стихотворения, загадки-шутки, загадки математического содержания. Они помогают развивать не только умственную активность ребят, но и приковывают неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия, позволяют мобилизовать внимание детей, включать их в активную работу. Например :

Задачи в стихах:

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

***

Под кусточком у реки

Жили майские жуки;

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Считалки на развитие математических навыков и внимания :

Шла лисичка по тропинке

И несла грибы в корзинке-

Пять опят и пять лисичек-

Для лисят и для лисичек.

Кто не верит - это он.

Выходи из круга вон! (Десять грибов.)

***

Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей. (Восемь птиц.)

Интересны детям игры на развитие зрительного внимания : "Найди отличия", "Что изменилось?", "Лабиринты","Что перепутал художник?", "Узнай по контуру", "Найди такой же", "Найди тень", "Собери картинку", "Какие предметы спрятаны в рисунках?".

Для привлечения детей к играм и упражнениям на развитие внимания требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, считалки, физкультминутки, дидактические игры. Изложение материала происходит от простого к сложному, с подробным пояснением. Важно, чтобы были интересные игры и задания, сказочные персонажи, любимые игрушки, использовались яркие картинки и иллюстрации. Все это повышает интерес, а значит способствует развитию внимания.

"Четвертый лишний"

Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста
Публикации по теме:

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста в процессе компьютерных игр «Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе компьютерных игр» Психологическая готовность к жизни.

Сборник дидактических игр по развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 мая 2015 в 01:04
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Элеонора Букайран (УИ 347619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД