Лилия Исмагилова
Применение игровых наборов Фрёбеля в формировании элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – это абстрактная система, но в то же время дошкольники думают очень конкретно. Следовательно, им должна быть предоставлена возможность изучать математические отношения через манипуляцию конкретными предметами, то есть они должны взаимодействовать с разнообразными материалами : пересчитывать, играть, разбивать на группы, обследовать и т. д. В этом поможет использование игр с Дарами Фрёбеля, когда образовательная деятельность строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка или ребёнок сам выбирает направление игры, создаются условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Актуальность проекта
Публикация «Применение игровых наборов Фрёбеля в формировании элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Математика вездесуща, но мы не всегда отдаем себе в этом отчет. В окружающем нас мире точная наука иногда незаметна, и ее можно проглядеть, но, тем не менее она присутствует везде. Взрослые должны направить, помочь обнаружить присутствие математики в окружающем мире, овладеть искусством решения задач.
Для обучения детей манипуляциям с конкретными материалами, социальным взаимодействием и речевым общением. И к таким ИГРАМ МОЖНО ОТНЕСТИ ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ.
Кто же такой Ф. Фрёбель? Кратную информацию хочу начать его же словами
«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фребель - немецкий педагог, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания, которому принадлежит идея создания детских садов, считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей и верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей.
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру и создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами».
Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм : шара, куба, цилиндра. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля :
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета.
Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика.
Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы)
В настоящее время встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля :
1 комплект: Мячики разного цвета.
2 комплект: Трехмерные фигуры.
3 – 6 комплект: Куб.
7 комплект: Плоскостные фигуры.
8 комплект: Палочки.
9 комплект: Дуги.
10 комплект: Точки.
11 комплект: Кубы и цилиндры.
12 комплект: Числа и дуги.
13 комплект: Сфера, цилиндр, призма.
14 комплект: Доска.
Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева) и упакованы в отдельную деревянную коробку с номером. Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.
Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:
Развитие творчества детей (дети понимают главное значение процесса работы с материалами и учатся комбинировать их)
Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)
Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)
Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)
Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)
Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)
Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).
Цель: Поддержка познавательной активности воспитанников посредством применения игровых наборов Фрёбеля.
Задачи проекта
1. Формировать элементарные математические представления посредством применения наборов Фрёбеля.
2. Развивать познавательно – исследовательскую, продуктивную деятельность; логическое мышление, мелкую моторику.
3. Воспитывать социально-коммуникативные компетенции, элементарные способы сотрудничества.
Участники проекта:
1. Дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) №10 «Непоседы»
2. Воспитатель Исмагилова Л. Г.
3. Музыкальный руководитель Чалкова Т. В.
4. Специалист по физической культуре Максимова В. В.
5. Родители воспитанников.
Тип проекта
1. Познавательный.
2. Групповой.
Краткосрочный (2 недели)
7. Этап работы над проектом
Организационный этап
Из наблюдения выявили, что настольные игры Фребёля не вызывают интерес у детей. Игры сводятся к механическому манипулированию элементами. Дети больше играют в те игры, которые хорошо им известны. У детей возникало много вопросов:
-Что такое Фребель?
-Почему элементы такие разные?
-Что нужно делать?
На данном этапе было подготовлено и проведено анкетирование детей,а затем мониторинг, который позволил сделать выводы о знаниях игр Фрёбеля.
-не знают кто такой Фрёбель-25%
-не играют в игры Фрёбеля-45%
-не играют с родителями в настольные игры Фрёбеля-75%
-среди любимых настольных игр нет игр Фрёбеля-40%
И проведя анкетирование родителей, изучив их ответы можно сделать следующий вывод; большинство родителей не занимаются развитием математических представлений, не знают о Дарах Фрёбеля, но хотели бы познакомиться. Не все родители предпочитают для развития элементарных математических представлений настольные игры. Многие заменяют их на компьютерные, что не способствует развитию познавательной активности, развитию мелкой моторики, логического мышления.
Проанализировав результаты был разработан план осуществления проекта, занятий, игр и др. видов деятельности.
По итогам анкетирования были проведены индивидуальные консультации, где родителям были озвучены цели и задачи проекта. Родители с энтузиазмом включились в работу над проектом.
- Определение цели;
-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьёй.
-Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно – развивающей среды
Ожидаемые результаты
1. Формировать элементарные математические представления посредством применения наборов Фрёбеля.
2. Развивать познавательно – исследовательскую, продуктивную деятельность; логическое мышление, мелкую моторику.
3. Воспитывать социально-коммуникативные компетенции, элементарные способы сотрудничества.
План осуществления проекта
День недели Совместная работа педагога с детьми Работа с родителями
Понедельник
09.01.2017 Рисование
«Её величество точка»
Игра «Гномы и великаны»
Анкетирование
Вторник
10.01.2017 ФЦКМ «Знакомство с дарами Фрёбеля»
НОД ФЭМП Игра «Зеркало» Знакомство родителей на собрании с дарами Фрёбеля.
Среда
11.01.2017 Рисование «За окном»
Игра «Итальянское кафе»
Игра «Пастушок»
Четверг
12.01.2017 НОД ФЭМП Игра «Аэропорт»
Игра «Теремок». Оригами «Дом» Папка передвижка «Биография и дары Фрёбеля
Пятница
13.01.2017 ФЦКМ «Пир на весь мир»
ФЭМП «Приглашаем в теремок»
Музыкальное развитие. Игра «Пианино» Виртуальное путешествие по городам.
Понедельник
16.01.2017 Развитие речи «Как я путешествовал по виртуальным городам»
Физическое развитие. Игра «Карусели»
Вторник
17.01.2017 ФЦКМ «Подарок другу»
Среда
18.01.2017 Чтение сказки «Дудочка и кувшинчик»
Физическое развитие Игра «Верёвочка»
Четверг
19.01.2017 ФЭМП. Игра
«Знаки дорожного движения»
Физическое развитие Игра «Эстафета» Итоговое собрание для родителей. Презентация работы с детьми.
Пятница
20.01.2017 Чтение и рассказывание сказки «Три медведя»
Игра «Ритмические рисунки»
Продукт проекта
1. Фотоальбом «Наше знакомство с Дарами Фрёбеля»
2. Презентация проекта
Перспективы развития.
В дальнейшем планирую применять Дары Фрёбеля при планировании совместной деятельности и индивидуальной работе с детьми, не усвоившими материал по ФЭМП.
Ожидаемый результат
Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат. Мониторинг показал, что в результате работы над проектом у детей сформировались элементарные математические представления посредством применения даров Фребеля. У детей более развиты логическое мышление, дети активно стали сотрудничать друг с другом, появился интерес к настольным играм Фрёбеля.