Леонтьева Татьяна Валерьевна
Использование игровых приемов в формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня поделюсь с вами опытом своей работы по математике «Использование игровых приемов в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
Задача ФГОС - вернуть игровые занятия в детский сад. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения.
Публикация «Использование игровых приемов в формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста» размещена в разделах
Обучение продуктивно если оно идет в контексте игровой деятельности. Особенно она важна в формировании основ математического развития у детей младшего дошкольного возраста.
Цель моей работы – формировать основы математического развития у детей посредством игровых приемов и дидактических игр.
Я наметила следующие этапы своей работы:
Организационный
- подбор методической литературы;
- разработка перспективного плана, знакомство с передовым педагогическим опытом на сайтах.
Практический
- создание предметно-пространственной среды совместно с родителями по данной теме, банка методических находок, систематизация накопленного материала.
Заключительный
- отслеживание результатов работы (педагогический анализ).
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
1. Разработать и внедрить педагогическую систему по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий с целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
2. Формировать начальную ориентацию в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
3. Развивать наблюдательность, умение устанавливать простейшие взаимосвязи.
4. Повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях игровых технологий для познания детьми основ математики.
Принципы:
- развивающее обучение;
- учет индивидуальных способностей детей;
- дифференцированный подход к детям;
- комплексность;
- систематичность и научность;
- ориентированность на успех и др.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности использования игровых форм обучения, как эффективного средства формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Новизна опыта работы заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала, разработки системы занятий с применением дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.
Данной темой занимались такие ученые, как А. А. Смоленцева, З. А. Михайлова, Е. И. Удальцова, Н. В. Нищева, Т. М. Бондаренко, И. А. Пономарева, В. А. Позина.
Педагогический анализ деятельности детей по ФЭМП в начале года показал, что высокий уровень развития элементарных математических представлений у детей отсутствует, средний уровень составлял – 40%, низкий – 60%.
Дети часто отвлекались во время занятий, не испытывали интереса к ним.
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений являлась организация предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Материал в "уголке" занимательной математики соответствовал достижениям современной педагогики. Здесь были расположены дидактические игры, сделанные руками родителей, игровой занимательный материал (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейший вариант игр «Кубики и цвет», математические панно «Самолет» «Домики», «В деревне», фланелеграф с набором фигур по сказкам, математический фартук).
Внимание у детей младшего возраста неустойчивое. Для того, чтобы обеспечить активную работу детей на занятиях, широко применяла игровые приемы и дидактические игры. Используя игровые приемы, следила за тем, чтобы дети не отвлекались от главного в работе математического содержания. Например, для знакомства с количеством «один» или «много», я использовала такой игровой прием "в гости из леса приходит лисичка и на машине привозит елочки"
- Сколько елочек? (много)
- Сколько машин? (одна)
Так в игровой ситуации дети знакомились с количеством.
В нашей группе есть дидактические игры на закрепление понятий "один" и "много" :
"Шарик улетел", "Найди пару", "Малыши-карандаши" и т. д.
Чтобы вызвать у детей интерес к занятию, меняла игровые приемы. В гости к детям приходил слоник, приносил волшебный мешочек, в котором лежали круг, квадрат и треугольник. Слоник вместе с ребенком доставал одну из фигур и рассказывал о ней.
В свободное время использовала дидактические игры : "Найди пару", "Собери елочку из треугольников", "Лабиринты", "Что изменилось?» и т. д.
В дидактических играх на ориентировку в пространстве необходимо было научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданным условиям. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевали умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Я использовала такие игры : «Где игрушка?», «Составь картинку»и т. д.
Формируя представления о сутках (утро, день, вечер, использовала сюрпризный момент «В гости к детям пришел Чебурашка», который помогал детям определять части суток. Дидактическая игра «Веселый денек» способствовала закреплению у детей этих представлений.
Чтобы дать детям представления о понятиях «большой», «поменьше», «маленький», создала игровую ситуацию : «В гостях у трех медведей». Материал к занятию : игрушки трех медведей, по три чашки и ложки разных по величине. Сначала дети рассаживали медведей по размеру от большого до маленького, затем, соответственно размеру медведей, расставляли посуду.
На последующих занятиях усложнила познавательные задачи:
1вариант.
Предложили детям самостоятельно положить медведей спать, затем рассказать в каком порядке они это сделали.
2 вариант.
Из всех карточек со схематическим изображением стульев, кроватей необходимо было выбрать пары, одинаковые или противоположные по размеру (большая кровать и большой стул; маленькая кровать, но большой стул.)
Для закрепления понятий о величине использовала дидактические игры «Нарядные зверушки», «Ёжик».
Воспитание и развитие детей невозможно представить себе без активной роли родителей. Вовлечение их в образовательный процесс я осуществляла через различные формы взаимодействия : анкетирование, семинары-практикумы «Угощение именинницы», «Большой - маленький», проекты, «В гостях у Осени», открытый просмотр занятий «Путешествие по сказке колобок», «Интересные фигуры», «Наряжаем ёлки», памятки «Как научить ребенка математике дома», фотомонтаж «По улице шагаем – вместе мы считаем», конкурс «Развивающая игра», вечер вопросов и ответов по теме "Формирование основ математического развития через дидактические игры". С их помощью была создана игротека дидактических игр. Если в начале работы над темой, я замечала, что родители не проявляют заинтересованности, то на конечном этапе родители стали активными и компетентными в этом вопросе. Как показал педагогический анализ, появилась положительная динамика роста математического развития детей благодаря использованию игровых приемов и дидактических игр.
Для определения эффективности своей работы я провела педагогический анализ формирования элементарных математических представлений. Он показал, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП игровых заданий, упражнений, дидактических игр способствовало математическому развитию детей, повысил качество воспитательно-образовательной работы, позволил детям активнее использовать основы математических знаний в повседневной жизни. Высокий уровень имели 35%, средний – 60%, низкий – 5%.
Задачи на будущее:
1. Обобщить опыт работы среди коллег.
2. Внедрить информационных технологий (презентаций).
3. Дополнить предметно-пространственную среду по ФЭМП дидактическими играми, сделанными руками родителей.
4. Организовать проект совместно с детьми и родителями «Веселая математика».
5. Создать банк передового педагогического опыта по теме: «Использование игровых приемов и дидактических игр» при формировании элементарных математических представлений.