Наталья Вакульчук
Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Публикация «Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников,» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. При этом педагогу, применяющему ИКТ технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в обучении дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед воспитателем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом остаются неоспоримыми.
Одним из самых популярных программных средств, используемых воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point (Microsoft PowerPoint - является программой, которая применяется при создании и проведении презентаций). Так как на сегодняшний день проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения является актуальной, то программа Power Point одна из тех программ, с которой можно начать изучение компьютера. Основное назначение данной программы – создание иллюстративного материала для показа с экрана.
Данную программу можно использовать на занятиях по различным образовательным областям. В практике своей работы программу создания мультимедийных презентаций я применяю на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Так как огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Обычно, на занятиях по ФЭМП, педагогам приходится использовать много наглядного материала, который не всегда бывает нужных размеров и хорошего качества. При проверке заданий, выполняемых детьми индивидуально, педагоги часто используют меловую доску или фланелеграф, что тоже вызывает много неудобств.
Поэтому важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Подготовка к занятию (НОД) – это продумывание программного содержания, продумывание форм организации деятельности детей, подбор разнообразного материала.
Во время НОД по ФЭМП решается ряд программных задач:
1) образовательные,
2) развивающие,
3) воспитательные.
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.
В дошкольном возрасте программы обучения математики включают разделы:
• Количество и счет
• Величина
• Формы (геометрические фигуры)
• Ориентировка во времени
• Ориентировка в пространстве
Как и большинство занятий в ДОО занятие по ФЭМП строится на наглядности.
Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве. И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания. Поэтому использование программы Power Point в данном случае – хороший вариант.
При создании занятия по ФЭМП с использованием мультимедийных презентаций я соблюдаю следующий план работы:
1. Определение цели и задачей занятия (с учетом возрастных особенностей детей).
2. Выбор темы занятия.
3. Для написания конспекта необходимо определиться с видом занятия (это может быть занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие - дидактическая игра и т. п.). Это необходимо для разработки стиля презентации.
4. Написание конспекта занятия.
В конспекте занятия необходимо прописать: предварительную работу, используемые материал (демонстрационный раздаточный, ход занятия (организационная, основная, заключительная часть, физкультминутка).
5. После написания конспекта необходимо приступить к созданию презентации.
Вся презентация состоит из слайдов. Слайды – это кадры презентации, где может располагаться заголовок, текст, графика, диаграммы и таблицы и многое другое. Количество слайдов зависит от количества заданий в занятии и от творчества педагога, но их не должно быть много. Обычно на каждое задание создают 1-2 слайда (первый с проблемной ситуацией, а второй с ее решением-итогом, само решение может быть заключено в другой форме работы).
Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребенка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.
При создании презентации необходимо соблюдать следующие требования:
Строго соблюдать стиль презентации и подобрать фон (фон не должен отвлекать от основного задания).
Обработать и оптимизировать иллюстрации, используемые в презентации.
Применять звуковые эффекты только в том случае, если они не отвлекают от основного содержания.
Не перезагружайте презентацию эффектами анимации (чтобы не отвлекать детей от основного задания).
Сочетание элементов презентации с другими формами работы.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Использование мультимедийных презентаций позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности обучения не только для самого ребёнка, но и для педагога. Использование таких презентаций превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.