Марина Лосева
Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Тема моей методической разработки «Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у старших дошкольников».
2 слайд.
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является формирование у них элементарных математических представлений. В формировании элементарных математических представлений важную роль играет обучение количественной характеристики окружающего. Это даёт возможность дошкольникам пользоваться условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяжённостей, развивается глазомер, логическое мышление. Таким образом, формирование количественных представлений имеет существенное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
3 слайд.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение дошкольника. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относится тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях. Причём столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости детей.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на НОД отводится большая роль. Организуя игры в повседневной жизни, у детей закрепляются, углубляются и расширяются математические представления.
4 слайд.
Решение поставленных задач становится возможным, благодаря увеличившимся возрастным возможностям детей.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает развиваться воображение, память.
У старших дошкольников продолжает развиваться речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение - принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т. п., понятно выразить в речи итог познания. Главное - это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя.
5 слайд.
Рассмотрев, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – игры, учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, мной были сформулированы цель и задачи работы.
Цель: выявление эффективности использования игровых приёмов в формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявить уровень развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить эффективность использования игровых приёмов при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать на практике игровые приёмы при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
6 слайд.
Мы используем следующие формы организации :
- самостоятельная деятельность детей;
-совместная деятельность: образовательная деятельность в режимных моментах, НОД;
-работа с родителями.
Таким образом, мы можем обеспечить «построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми» (ФГОС).
7 слайд.
Внедрение принципа интеграции в практику ДОУ предполагает разработку таких форм, которые строятся на соединении различных видов деятельности и задач на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании.
Более подробно интеграция представлена на слайде.
8 слайд.
В своей работе мы опирались на следующие принципы:
-Ребёнок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
-Интегративности. Взаимосвязи с другими видами деятельности.
-Мотивированности. Знания приобретают для ребёнка субъективно-личностный смысл.
-Психологической комфортности. Создание спокойной, доброжелательной обстановки, а также веры в силы ребёнка.
-Индивидуализации. Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблемы.
9 слайд.
Для того, чтобы процесс усвоения детьми количественных представлений стал доступным и вызывал интерес, мы в своей работе использовали различные методы и приёмы :
-проблемные ситуации;
-логические задачи;
-театрализацию;
-дидактические игры;
-сказки;
-схемы;
-сюжетно-ролевые игры
-демонстрация изображения цифры в различных шрифтах, цвете, размере,
-рисование цифр красками, фломастерами,
-лепка цифры из пластилина,
-выкладывание цифр из мозаики, камушков,
-сгибание из проволоки,
-наклеивание из бумаги,
-обведение цифр пальцами,
-штрихование цифры,
-чтение худ. литературы,
-загадывание загадок.
Для повышения эффективности работы с детьми подбирала игровые приёмы от простого к сложному. Это позволило мне вызвать у детей познавательную активность.
Главной задачей игровых приёмов является развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности, без чего нельзя сформировать у детей прочные знания по математике.
Использование физ. минуток на НОД, также были направлены на закрепление количественных представлений.
10 слайд.
Для закрепления и уточнения знаний о количественных представлениях, полученных на НОД, использовали сюжетно - ролевые игры, сюжетно-дидактические игры, игры-драматизации, театрализованные игры. Например, «Зоопарк», «Детский сад» - количественный и порядковый счёт;
«Магазин» - отсчитывание и пересчитывание;
«Почта» - состав числа из единиц.
1. Игровое упражнение «Учись считать»
2. Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй»
3. Д/и «Отсчитай столько же»
4. Игровое упражнение «Звуки леса»
5. Чтение сказки «Козлёнок, который умел считать»
6. Игровое упражнение «Учись считать»
7. Игровое упражнение «Отсчитай столько же»
8. Игровое упражнение «Правильно пойдёшь – клад найдёшь»
9. Игровая ситуация «В лесу»
10. Игровое упражнение «Звуки леса»
11. Математическая минутка.
12. Беседа о днях недели.
13. П/и «Дни недели.»
14. Заучивание стихов о днях недели.
15. Игровое упражнение «Составим число»
16. Игра с мячом «Я знаю пять названий цветов…»
17. Чтение сказки «Зимовье».
11 слайд.
Знания, полученные на НОД и в совместной деятельности со взрослым, дети применяли в самостоятельной деятельности.
-Сюжетно-дидактическая игра
-Игра на муз. инструментах
-Дидактические игры
-Игровые упражнения
-Раскрашивание цифр
-Лепка из пластилина цифр
-Выкладывание из пуговиц.
-Вырезание цифр
-Выкладывание из мозаики цифр.
-Выкладывание из камушков
-Театрализованные игры
-Игры – драматизации
1. Сюжетно-дидактическая игра «Детский сад»
2. Игра на муз. инструментах
(«Посчитай сколько звуков»)
3. Д/и «Собери букет»
4. Д/и «Магазин»
5. Сюжетно-дидактическая игра «Зоопарк»
6. Настольная игра «Остров сокровищ»
7. Д/и «Математическое лото»
8. Д/и «Найди столько же»
12 слайд.
Повседневная жизнь-это источник формирования количественных представлений. С этой целью проводилась работа с родителями:
-Дни открытых дверей,
-Консультации,
-Родительские собрания,
-Информационные стенды,
-Беседы,
-Рекомендации.
13 слайд.
Ожидаемые результаты работы:
-Расширение знаний детей о количественной характеристике окружающего.
-Сформированность потребности в самостоятельном применении этих знаний как в ДОУ, так и дома.
-Развитие психических процессов.
-Обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умения задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, находить разные формулировки для количественной характеристики окружающего.
-Повышение заинтересованности родителей проблемой количественной характеристики окружающего.
14 слайд.
Результаты работы вы можете видеть на слайде. Эти результаты позволяют нам судить о количественных и качественных изменениях, которые ведут нас к поставленной цели.
15 слайд.
Перспективы на будущее:
1. Продолжить работу по формированию количественных представлений с использованием игровых приёмов.
2. Сделать картотеку дидактических игр по количеству.
3. Совершенствовать своё мастерство через изучение и внедрение в практику новых игровых методик и технологий.
В ходе проведённой работы, мы убедились, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности количественных представлений у дошкольников.
Необходимо отметить, что регулярное использование на НОД по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.