МААМ-картинки

Приемы работы над планом произведения в начальной школе

Татьянина Наталья
Приемы работы над планом произведения в начальной школе

Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над ним. Идея – это вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. Идея есть в каждом художественном произведении. Только после многократного обращения к тексту, после перечитывания его каждый раз с новым заданием, ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. В конце анализа над произведением ребёнок может найти главную мысль произведения.

Работа над произведением начинается с заголовка, размышление над которым создаёт установку на понимание. (В. Осеева «Волшебное слово»)

- О чём может быть произведение с таким названием?

(дети высказывают свои предположения)

Рассматривание иллюстраций.

Иногда иллюстрации могут являться подсказкой к определению темы урока.

- Что вы видите на иллюстрациях?

- Что их объединяет? (на всех иллюстрациях нарисован мальчик)

- Есть ли что-нибудь сказочное в иллюстрациях? (нет)

- Можно ли предположить какое это произведение по жанру (если введено понятие жанр) сказка или рассказ?

После прочтения произведения необходимо вернуться к этому вопросу: сказка это или рассказ.

Дети должны уметь выделять существенные признаки всех изучаемых жанров.

Работа со словом

Словарная работа – вид деятельности, которая обязательно присутствует на уроках чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения.

Нужно объяснить значение слов, незнание которых может привести к непониманию общего смысла текста, лексическое значение большинства слов можно уточнить через контекст.

Для объяснения значений слов могут быть использованы следующие приемы:

- развернутое описание,

- показ предмета или его изображения,

- подбор синонимов, антонимов (к 4 классу)

- найди слова близкие по значению (дан ряд слов)

Придумай и запиши предложения со словами … (2-3 слова)

Первичное восприятие текста

Могут быть использованы следующие приёмы:

- чтение текста учителем;

- чтение текста хорошо читающими детьми;

- чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

- чтение текста детьми по цепочке;

- чтение с остановками (1-2 остановки). «Что по-вашему мнению может произойти дальше?», «Какое волшебное слово мог сказать старичок Павлику?» «Как Лена отреагирует на то, что ей сказал Павлик?»

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого – беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть не велико: три – четыре, не более. Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось? Когда было страшно? Что вызвало ваш смех? Когда героя было жалко? Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром для анализа произведения.

Следующим этапом работы над художественным произведением является анализ. Необходима глубокая работа над образами персонажей. Ведь именно через их переживания, действия ученик понимает замысел автора. (слайд 2)

С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной, можно детям предложить следующий план, по которому они составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения. Работу по плану лучше предложить выполнить дома, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.

План рассказа о герое

Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился (ась). Мне очень запомнился (ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился (ась).)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

В силу недостаточного жизненного опыта и относительно бедного словарного запаса, младшие школьники пытаясь дать оценку тому или иному персонажу ограничиваются понятиями «хороший-плохой», «добрый-злой».

Вопросы по раскрытию образа героя:

- Дан ряд качеств, из которых ребёнок сам выбирает подходящие герою (2кл.)

- Какие чувства, по-твоему, герой испытывал в это время? (2-4кл.)

- Какое настроение было у Павлика, когда он встретился со стариком? (подчеркни те слова, которые помогают это понять).

-Почему Павлика было такое настроение?

- Какие качества героя раскрылись в это время?

- Какими качествами наделил писатель своего героя?

- Кто из героев нравится вам? Чем нравится?

- Кто вызывает симпатию? Почему?

Все вопросы должны быть продуманы. Мы должны знать с какой целью их задаём. Как я уже говорила, ведь именно через переживания героев, через их поступки ученик понимает замысел автора.

Попыткой преодолеть трудности по раскрытию характерных черт литературных героев может стать создание картотеки слов характеризующих личностные качества. Картотека пополняется в процессе работы. При систематической работе с картотекой, можно добиться положительных результатов.

Работа с текстом (слайд 4)

Разделить текст на части.

Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.

Составить план.

Восстановить деформированный текст.

Пересказ текста (слайд5)

Различают несколько типов пересказа: подробный; близкий к тексту; выборочный; краткий; творческий.

Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций.

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т. п.

Краткий пересказ – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа. Сначала нужно составить план. Выделить в каждой части опорные слова. Только после выделения основных частей текста ребёнок может приступить к свёртыванию информации, находящейся в каждой части. Краткому пересказу нужно учить на уроках чтения.

Творческий пересказ в школе применяется редко. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Для творческого пересказа следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию. Приемы: добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; придумать, как могли разворачиваться события дальше; изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица).

Виды работы над текстом. (Памятка)

Работа над духовно-нравственным воспитанием школьников на уроках литературного чтения

На уроках необходимо вести работу по формированию духовно-нравственных ценностей, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. На уроках чтения нельзя пренебрегать пословицами. Ведь, самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и лжи, жалости и состраданию.

Только после анализа текста, ученики могут определить главную мысль произведения – идею.

- В чем, по-твоему, главная мысль этого произведения? (высказывания)

- В каких словах выражена главная мысль произведения?

- О чем нам предлагает задуматься автор?

На уроках литературного чтения необходимо развивать творческие способности детей.

Творческая работа

- Пересказ от 1 лица (от лица Павлика).

- Придумать рассказ об одном из «волшебных слов».

- Составить вопросы к тексту.

- Составить тест (эта работа учит выделять главное в тексте)

- Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. Берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.

- Составление викторины. (После окончания раздела или после прочтения рассказов одного автора). Рациональней такую викторину провести на кружке «Самое классное «классное» чтение».

Виды работы над текстом:

1. Чтение всего текста (по заданию учителя)

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение с сокращением текста (убрать слова или предложения, которые можно опустить).

4. Чтение цепочкой по предложению.

5. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

6. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворения.

7. Чтение выше нормы.

8. Чтение отрывка к которому можно подобрать пословицу.

9. Чтение по ролям.

10. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

11. Нахождение отрывка, которые надо прочитать презрительно, строго, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.

12. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

13. Чтение, пометка непонятных слов.

25. Методика работы с рассказом в начальной школе

При выборе рассказа надо обратить внимание на его продолжительность. Малышам нелегко сидеть неподвижно долгое время.

Рассказ должен быть подобран к теме урока.

Рассказ должен не только помочь ребенку осознать какую - то ценность, но и развивать в нем умение выражать свое мнение.

Истории и рассказы следует выбирать с учетом возрастных особенностей ребенка.

Приемы работы над рассказом

Истории, сказки и притчи лучше пересказывать, а не читать по книге. При этом учителю легче держать контакт с детьми, наблюдать за их реакцией.

Сказка будет гораздо интересней, если рассказчик сумеет передать в интонации голоса, жестах и мимике характер и переживания героев.

Дети лучше поймут суть истории, если учитель сам будет владеть ею в совершенстве. Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают. Ваше отношение к рассказу непременно будет замечено детьми.

Рассказ будет еще интересней с помощью наглядных пособий, действующих на воображение слушателей.

При выборе рассказа желательно учитывать семейные обстоятельства детей, чтобы какая - то история не обострила их переживания.

Рекомендации:

1. Перед чтением рассказа необходимо использовать

исторические, мифологические, географические справки, сведения для лучшего понимания рассказа.

Начало и конец рассказа произносить выразительно, чтобы привлечь внимание.

Удерживать внимание и интерес во время пересказа с помощью вопросов по содержанию текста

Ставить вопросы, которые раскрывают человеческую ценность, показанную в рассказе.

«Вы когда - нибудь произносили ложь? Кто - нибудь обманывал вас? Верили вы этому человеку впоследствии?

Рассказ и минутка молчания

Иногда необходимо, чтобы за рассказом последовала минутка тишины.

Например, если мы прочитали рассказ, требующий размышления, ответа на вопрос или герой одинок и ему требуется внимание, то тогда ребенку предлагается мысленно пожелать чего - нибудь, чтобы помочь герою рассказа или представить себя на месте героя рассказа и найти решение проблемы и т. д.

Рассказ и групповое пение

Если песня является частью рассказа, то перед пересказом разучить песню и по ходу пересказа вместе с героями рассказа исполнять песню.

Рассказ и групповая деятельность

Групповое обсуждение проводится с целью:

- создать эмоциональную атмосферу для обсуждения этических вопросов;

- поощрять детей находить собственные ответы;

- способствовать некоторому когнитивному диссонансу (конструктивный конфликт в обсуждении);

- обеспечить размышления на более высоком уровне морального развития;

- создать возможность для нерешительных детей, чтобы они могли высказаться;

способствовать терпимости и доброте;

- использовать заботу и суждение при высказывании собственного мнения.

Групповое обсуждение может включать следующие задачи и вопросы:

Проверка усвоения содержания: попросить детей пересказать факты, подробности и последовательность событий.

Заинтересованность: спросить детей, что они чувствуют и чувствовали в определенный момент рассказа.

*Вопросы - определения: объяснить значение утверждения.

Вопросы о смене роли: посмотреть на ту или иную ситуацию с точки зрения другого героя.

*Вопросы между детьми: составить короткие и толстые вопросы, и задать их другому ребенку.

Проверка восприятия: сказать своими словами, что сказал….

Вопросы об общих последствиях: какова была бы наша жизнь, если бы все так поступали? И т. д.

Вопросы выяснения причин: «Почему? В чем была причина?»

Рисование на тему рассказа.

Нарисовать героя произведения.

Раскрасить копию иллюстрации из рассказа.

Нарисовать сценку из рассказа.

*Нарисовать картинку, которая для них представляет любовь, мир, дружбу и другие ценности.

Рассказ и ролевая игра 1. Определить несколько частей для драматизации и предложить группам подготовить и исполнить эти части.

* 2. Поделить слушателей на группы, предложить каждой группе прочитать отрывок из рассказа и нарисовать одну из сцен на плакате. Развесить плакаты и пересказать содержание рассказа.

* 3. Составить сценарий по рассказу и проиграть по ролям.

* 4. Раздать ситуации и предложить сочинить собственные роли.

5. Подобрать или сочинить ситуации, в которых использовались человеческие качества.

* 6. Подготовить ролевые игры по проблемным темам.

Ролевая игра может быть представлена в разных формах:

1. Телеинтервью.

Пародия.

Песня с движениями.

Пантомима.

*Радиоигра.

Спектакль с участием героев в масках.

*Драма с исполнением танцев.

*Пресс- конференция.

* Психологическая драма.

*Символическая презентация.

После исполнения обязательно попросить детей выйти из роли, а для этого ребята образуют группы по два - три человека и говорят, что они лишь исполняли определенные роли. Далее педагог проводит обсуждение, где участники говорят об увиденном, о героях и их отношении к тому или иному событию, ситуации, поступку. Оценивание: «Были ли в вашей жизни такие поступки? Какие конкретно шаги вы предприняли? Как бы вы начали ваш план, где, когда? Что вы сделаете, чтобы преодолеть эти препятствия?».

Методические приемы работы над текстом:

- создайте рассказ с ребусом, используя картинки и символы;

- запишите рассказ на кассету и дополните ее звуковыми эффектами;

- сделайте марионетки, используйте их во время рассказа;

*- написать сценарий фильма по рассказу;

*- создать газету и детям предлагать писать статьи;

- сделать телевизор, используя картонный ящик, изображать различные сцены из рассказов;

- нарисовать карту, и вместе с детьми следовать за героями рассказа во время их путешествия;

- рассказать только часть рассказа, а детям предложить написать конец рассказа;

*- напечатать рассказ, разделить его на части, некоторые части предложить учащимся для пересказа и включать детей в пересказ;

- расположить картинки по порядку и предложить детям составить рассказ;

Публикации по теме:

Фотоотчет работы по изготовлению многофункциональной развивающей книги по мотивам произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»Фотоотчет работы по изготовлению многофункциональной развивающей книги по мотивам произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха» Сегодня решила показать вам посредством фотоотчета процесс своей работы над новой дидактической игрой – многофункциональной развивающей.

Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать»Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать» Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе в мае 2018года. По традиции в мае всегда проходит выставка.

Из опыта работы классного руководителя в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кемерово «Из опыта работы классного руководителя».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приемы работы над планом произведения в начальной школе
Опубликовано: 16 июля 2024 в 21:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы работы над планом произведения в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД