Татьяна Туева
Приемы работы с экологическим букварем (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Начать работу следует с отметки погоды и изменений природных явлений (солнце взошло, полдень, заход солнца – причем разного цвета).
2. Работа с календарями :
Вести подсчет дней солнечных и пасмурных, на основании подсчетов делать выводы, как бы уточняя уже известные понятия: например, в январе очень много ясных солнечных дней, значит морозно, снег хрустит под ногами; в феврале больше пасмурных дней, часто метут метели, идет снег – все эти явления свойственны февралю.
Публикация «Приемы работы с экологическим букварем (часть 1)» размещена в разделах
Работа с календарем наблюдения за птицами. Ввести элементы моделирования, научить детей пользоваться этим приемом :
– Какие птицы ожидали корма?
– Какие птицы прилетели к кормушке?
– Кто к какой кормушке прилетел и каким кормом пользовался?
– Кто улетел с кормушки?
(птицы обозначаются разным цветом, в зависимости от оперения).
Наблюдение за длительностью светового дня, с использованием схем – моделей (в книге «Методика ознакомления с природой», стр. 188).
Отражение дождя, снега, туч, инея, ветра, листопада, появления зеленых листьев, цветов, грибов и т. д.
3. Дается толкование понятий: «листопад», «снегопад», «ледоход», «радуга».
4. Идет решение познавательных задач:
– Почему качаются ветки деревьев?
– Почему на земле лужи?
– Почему летом и весной идет дождь, а зимой снег?
– Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листву?
– Почему растения весной быстро растут?
– Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти?
– Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря – толстый?
– Для чего сороки садятся на спины пасущихся животных?
Весь материал берется из книжек под рубрикой «Почемучкины книжки», где собраны специальные рассказы типа:
«Почему кот умывается?»
«Как я сделала открытие?» и т. д
5. Решение кроссвордов, ребусов с опорой на экологический букварь (найди отгадку).
6. Использование загадок, пословиц, народных примет, художественного слова.
7. Определи и найди птицу по словесному портрету. Игры типа «Ты скажи нам кто же это?»
8. Через букварь можно дать детям понятие: «Лес, «Луг», «Хвойный и лиственный лес», «Река», «Озеро», «Пруд», «Болото». В зависимости от того, что требуется и что нарисовано на букваре, и какой есть дополнительный материал, как он вписывается в общую картину.
9. С опорой на экологический букварь можно проводить викторины, срезы по темам. Например, зимой на лесной поляне играют медведи (прикрепляются заранее, чтобы дети не видели, либо вечером после ухода детей, либо рано утром). Дети должны заметить неправильное решение, изменить ситуацию и объяснить.
10. СДД детей.
– работа с чешуйками шишек, иголками хвойных деревьев – выкладывание простейших орнаментов, посадив их на клей;
– работа с крылатками клена, ясеня;
– использовать бумажные кораблики – пускание их по воде, с объяснением этого явления, проделав дополнительные опыты;
– поделки из природного и бросового материала;
– изготовление кормушек для улицы и прикрепление их на панно, обыграв этот момент: подкормка птиц, кому, что;
– поделки птиц, животных из бумаги (складывание, конструирование, поделки прикрепляются на панно экологического букваря.