ирина жилкина
Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, а также подбирать и адаптировать учебные материалы, для обеспечения качества и доступности овладения программным материалом.
Публикация «Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Работа начиналась :
- с ознакомления родителей с УМК, по которому будет проходить обучение. «Математика»-Т. В. Алышевой, «Букварь»-А. А. Воронковой, «Живой мир». Н. Б. Матвеевой, «Изобразительное искусство»М. Ю. Рау, «Технология»Л. А. Кузнецовой
- с заполнением новых листов коммуникации, в которые включены академические навыки.
-разъяснили о необходимости закрепления учебного материала дома.
-провели анкетирование и тестирование академических навыков детей.
-составили на основании АООП - индивидуальные образовательные маршруты (Вариант 2-3)-специальные индивидуальные программы развития (СИПР,
Работа начиналась :
- с ознакомления родителей с УМК, по которому будет проходить обучение. «Математика»-Т. В. Алышевой, «Букварь»-А. А. Воронковой, «Живой мир». Н. Б. Матвеевой, «Изобразительное искусство»М. Ю. Рау, «Технология»Л. А. Кузнецовой
- с заполнением новых листов коммуникации, в которые включены академические навыки.
-разъяснили о необходимости закрепления учебного материала дома.
-провели анкетирование и тестирование академических навыков детей.
-Составлены на основании АООП
-индивидуальные образовательные планы (Вариант 2-3)
-специальные индивидуальные программы развития (СИПР, (Вариант 4, синдром Дауна
Обязательным элементом организации образовательного процесса является соблюдение расписания. Утром ученики составляют расписание вместе с тьюторами и убирают карточки после проведенного занятия. Расписание на каждый день занятий висит на видном месте в классе, специалисты учат детей на него ориентироваться.
Введение подобного расписания помогает учителю:
-упорядочить деятельность детей на уроке и на перемене
-уменьшить беспокойство и страхи учеников
-установить определенные правила поведения
-обеспечить видимое средство ожидания смены деятельности.
Данное расписание по времени полностью совпадает со школьным, т. к. дети посещают регулярные классы, столовую. Занятия в расписании планируются таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу с ребёнком более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Каждый день традиционно первый урок начинается с окружающего мира, который включает в себя фронтальную работу по календарю природы, с включением заданий по обобщению навыков, получаемых детьми на индивидуальных занятиях, включения материалов по учебникам «Живой мир» Н. Б. Матвеевой, «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
Многие дети с РАС испытывают трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Им трудно запомнить последовательность времен года, дней недели, месяцев; не понимают, что значит «следующий за…», «находится между», «идущий перед…». Для преодоления этих трудностей мы используем круговые диаграммы, ориентированные на интересы детей.
Большинству детей данного возраста, тяжело без перерыва удерживать внимание в течение всех 45 минут. Для того, что бы избежать «выпадания» из урока, необходимо обязательное внесение в алгоритм занятия динамических пауз. Дети с расстройством аутистического спектра хорошо воспринимают любые музыкально-ритмические игры. Время отдыха учащихся можно варьировать в зависимости от содержания занятия и состояния учащихся.
Чтение
Овладение чтением — важный и сложный этап в развитии ребенка с аутизмом. Необходимо научить аутичного ребенка читать осмысленно, так как осмысленное чтение стимулирует и формирует его познавательные потребности, развивает и собственную речь ребенка с аутизмом, помогает преодолеть речевое недоразвитие. Мы работаем по учебнику В. В. Воронковой.
Несмотря на то, что бытует мнение, что для ребенка с аутистическим развитием проще путь не от части к целому, а от целого к проработке его частей, мы построили свою работу и формировали навык чтения ребенка, как и у нормотипичных детей, через освоение букв, работу со слогами, достижение возможности складывать слоги в слова, слова во фразы. И у нас это получилось, мы не применяли глобальное чтение. В начале обучения использовали отдельные буквы, развивающие видео-занятия, задания на листах формата А4, где ежедневно прописывались изучаемые буквы, слоги, слова, найти и дописать букву, вставить букву, буквенные лабиринты, списывание с доски, списывание по образцу, работа в тетради.
На доске и у детей одни и те же пособия. Для отработки записи и произношения слогов использовались домики.
В начале года книги воспринимались трудно. На данный момент дети ориентируются на странице - воспринимают книгу спокойно.
В дальнейшей работе стали использовать книги для чтения С. Батяева «Логопедическая азбука» Н. Павлова «Азбука крупным шрифтом» .Н. С. Жукова «Букварь» В. Г. Горецкий «Азбука».
На данный момент ученики различают гласные и согласные буквы. Для этого используется пособие «Домики»-дети находят буквы и раскладываю по домикам.
Если дети с РАС занимаются по учебникам, то у ребенка с синдромом Дауна свое пособие «Личный букварь»-изготовленный нами, где он находит и называет буквы.
На начало учебного года один ребенок читал (Вариант 3). Трое знали алфавит, один -несколько букв, один-ни одной буквы. Но, несмотря на разный уровень подготовки детей на данный момент 4 человека читают по слогам.
Параллельно с изучением букв проводилась специальная работа по развитию мелкой моторики ребёнка и отработке графических навыков, необходимых для освоения письма. Если обучить ребёнка с РАС чтению, отложив освоение письма на более поздний срок, ребёнок может категорически отказаться писать. С одной стороны, чтение его увлекает, и переключиться на другой вид занятий ему сложно. С другой – у ребёнка с расстройством аутистического спектра существуют объективные моторные сложности, которые необходимо преодолевать при обучении письму, а достаточной мотивации к этому он не имеет. Поэтому принципиально важно одновременное обучение аутичного ребёнка чтению и письму.
Для коррекции письма рекомендуется использовать специальные насадки на ручку, трафареты и ограничители.
Специальные прописи не покупали, я прописываю каждый день что мы будем писать на уроке и задание на дом (по согласованию с родителями, так как для закрепления требуется большой объем повторений.)
Начинали писать изучаемые буквы без элементов букв, затем слоги, слова и предложения. Сейчас проводим работу с предложением -считаем сколько слов, рисуем схему предложения. Проговариваем, что начало пишется с большой буквы, в конце ставится точка (восклицательный и вопросительный знаки).
Одной из трудностей на уроке письма является разная скорость написания букв, слогов, слов и предложений. Поэтому если ребенок пишет быстро, ему предлагаются на выбор дополнительные занятия.
Дети различают печатные и письменные буквы.
На данный момент двое пишут самостоятельно, один обводит сам и дополнительно начинает писать сам. Двое обводят с частичной помощью тьютора. Ученик с синдромом Дауна штрихует карандашом рисунки, обводит фломастером по образцу элементы.
МАТЕМАТИКА
На уроке математики используется учебник и тетрадь Т. Алышевой. Так же работаем в тетрадях с крупной клеткой, где я каждый день прописываю задания.
Дети проявляют хорошие способности к работе с числами. Они зачастую способны различать и упорядочивать числа, из-за, скорее всего, структуры числового ряда. Чтобы заставить их сосредоточиться и учиться, мы должны сделать процесс обучения развлекательным и веселым.
Для успешного освоения образовательных программ недостаточно существующих учебников. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных наглядных материалов. Таким образом, на уроке у учителя появляется возможность помимо основного учебника предложить учащемуся с РАС адаптированные задания на бланках, наглядные схемы и алгоритмы к той или иной теме, облегчающие ее усвоение, а также специальный демонстрационный материал и т. д.
Несмотря на разноуровневый контингент для групповых занятий стараемся подобрать наглядно—дидактический материал одинаковый, чтобы дети работали с одним материалом, в одном темпе, начинали и заканчивали одновременно.
На всех уроках обстановка и формы работы максимально приближены к регулярному классу.
Среди целей работы любого ресурсного класса всегда есть включение его учеников в работу обычных (регулярных) классов, куда зачислены дети. Это включение происходит для каждого ребенка в индивидуальном режиме, и по срокам, и по продолжительности пребывания в регулярном классе, и по выбору уроков, на которые ребенок будет ходить. Это происходит только тогда, когда ребенок способен присутствовать на уроке, не нарушая его хода и нормального образовательного процесса. В регулярном классе с учеником находится тьютор.
Существует вариант обратной инклюзии, когда мы приглашаем учеников из общеобразовательного класса в ресурсный.
Для этого организуется интересная деятельность, которая может быть привлекательна для ребят. В ситуации обратной инклюзии дети с РАС могут общаться со своими сверстниками в более знакомой для них среде. При такой форме взаимодействия проще регулировать количество детей. К нам дети ходили на классном часе из разных классов с 1 по 4.
Вместе, на переменах готовились к Новому году. Провели совместный Новый год, где присутствовали не только родители наших детей, но и родители регулярных классов.
Обратная инклюзия позволяет разрушить образ ресурсного класса как некой резервации для детей с аутизмом, потому что выясняется, что этот класс открыт и для других учеников. Точно так же как их одноклассники с аутизмом посещают общеобразовательный класс, типично развивающиеся ученики посещают ресурсный.
Родители принимают активное участие в образовательном процессе, выполняют домашние задания.
Результаты радуют всех. Из семи учеников трое сменили варианты: с варианта 4 на вариант 3.
Опыт работы учителей, реализующих инклюзивную практику, показывает, что грамотный подбор и адаптация учебных материалов является одним из важнейших условий при организации образовательного процесса в инклюзивном классе и обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку, независимо от его возможностей. Улучшается не только качество обучения, но и способности детей к адаптации в социуме. В конечном итоге работа педагогического коллектива приводит к улучшению качества жизни ребенка и его семьи.