Папки-передвижки

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС»

Ирина Кравцова
Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

«Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность групповой работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

Публикация «Мастер-класс „Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС“» размещена в разделах

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса :

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Меня зовут Кравцова Ирина Анатольевна. Мое педагогическое кредо «Учить детей учиться!».

- Вашему вниманию я хотела бы представить видеоролик. Просмотрев его, мы определим вместе с вами тему мастер-класса. (Просмотр ролика и обсуждение темы).

Тема моего мастер-класса «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО».

- Коллеги, вы поприветствовали меня, теперь я вам предлагаю поздороваться друг с другом. Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один-четыре» :

каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

А теперь, не меняя позы, вам предстоит поздороваться локтями друг с другом.

- Всем спасибо! Занимайте свои места! На этой позитивной нотке мы начнем мастер-класс.

Предлагаю участникам по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией - задумчиво, с удовольствием, с гордостью, ласково. И теперь вам необходимо распределиться на 4 группы : «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые».

- Вот мы с вами готовы к дальнейшему изучению и обсуждению темы. Разделив вас на группы, я дам вам возможность ощутить на себе положительные стороны групповой работы. В ходе мастер-класса каждой группе предстоит составить кластер по обсуждаемой нами теме.

Итак, давайте определимся с понятием – что же такое групповая работа. (Рассуждение участников).

Подводим итоги: групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.

Предлагаю вам при помощи кластера систематизировать наши знания. (В верхней части листа оформим понятие групповой работы).

Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

- Какова же основная цель групповой работы? (Рассуждение участников).

Итак, основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. (Оформление кластера).

- Обсудим задачи, которые решаются в ходе групповой формы работы. (Рассуждение участников).

- Подведем итоги. Задачи групповой формы работы :

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

(Оформление кластера).

Я использую элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что моим учащимся интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у школьников происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а, значит, становятся счастливыми и здоровыми

- Давайте порассуждаем о плюсах и минусах групповой работы. (Рассуждение участников).

Плюсы и минусы групповой работы. (Обсуждение в группах)

Итак, игра «Однорукие» : перед вами на столе лежит набор для работы : конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой.

Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т. е. молча. (Выполнение работы участниками). Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.

Проводя эту игру, со своим классом, я обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться бес слов помогает и в других видах работы.

Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него.

При парной работе, когда дети возьмутся за руки и поднимут их вверх, обозначает, что они закончили работу и готовы к ответу.

- Приступаем к выполнению аппликации по образцу.

Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой формы работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.

Далее рассмотрим принципы групповой работы. По мере того, как я буду освещать вам данный материал, вы будете продолжать составлять кластер.

Принципы групповой работы.

- Поговорим о вариантах комплектования групп. (Рассуждение участников).

Группа по желанию

- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой.

- разделитесь на одинаковые группы.

«Случайная» группа

группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы : из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т. д.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером :

* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так :

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

* Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде, либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

(Оформление кластера).

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

Итак, прежде чем продолжить работу над кластером и заполнить раздел «Способы формирования групп», давайте вспомним, каким же способом вы делись на группы. (Рассуждение, составление кластера).

-Видов групповой работы бесчисленное множество, но я бы хотела поделиться с вами теми видами, которые я использую в своей практической деятельности.

Виды групповой работы :

Работа в парах.

• Мозговой штурм.

• Игра «Продолжи».

• Охота за сокровищами.

• Снежный ком.

• Мозаичная группа или Пазлы.

- Рассмотрим некоторые виды.

Работа в парах оказывает неоценимую помощь. Её я использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Чтобы работать таким образом, потребовалось определенное время.

Мозговой штурм - метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

В моей практике методом мозгового штурма был использован в виде решения задач такого плана:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

- В ходе данного задания у учащихся развивается логическое мышление, умение выстраивать алгоритм действий в той или иной ситуации, развивается речь. Ответы учащихся вызывали у меня чувство восхищения и гордости. (Составление кластера).

- Вот вам такое задание: Вам необходимо дать мастер-класс. Вы заболеваете. Предложите алгоритм Ваших действия при такой ситуации.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Данную игру я использую на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, на уроках литературного чтения при чтении произведений «по цепочке»). К этой игре мы с вами вернемся в заключении мастер-класса. (Составление кластера).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Суть данной дидактической игры, цель которой развитие навыков аудиальной памяти, состоит в том, что первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Игру «Снежный ком» я люблю использовать на уроках русского языка в работе со словарными словами. Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов. (Составление кластера).

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы.

Так, например, в 1 классе при изучении темы «Растения» дети были разделены на 3 группы. 1-ая группа изучала деревья, 2-ая – кустарники, а третья – травы. Каждая группа, изучив свою часть темы, представляла полученный результат, который помог обобщить всю тему полностью. В заключение работы делались выводы.

В процессе выполнения задания я следила за работой в группе, помогая конструктивно вести диалог, используя фразы-шаблоны:

• Какие группы растений вы изучали?

• Каковы признаки деления растений на группы?

• Какие названия растений относятся к каждой группе?

(Составление кластера).

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1. Он может контролировать.

2. Организовывать.

3. Оценивать работу учеников.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

- Ув. коллеги, давайте с вами вспомним общие правила совместной работы.

(Рассуждение).

Правила совместной работы :

(Составление кластера).

Я вам обещала в заключении вернуться к игре «Продолжи». Так вот, выскажите свое мнение, продолжив фразу: «Этот мастер-класс.

Выводы:

В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т. е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС  Никто не учит маленького человека: «будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.

Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой.

Индивидуализация обучения в рамках реализации ФГОС Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, что на уроке шумно, дети не слушают учителя, не усваивают новые знания. С чем это связано? Прежде.

Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны.

Мастер-класс групповой работы «Волшебный цветок»Мастер-класс групповой работы «Волшебный цветок» Лети лети лепесток. Наш волшебный цветик-шестицветик для детей он стал своеобразным символом возможностей нашей страны,жизни и каждого.

Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе Исмаилова Б. Ш. учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 имени.

Опыт работы «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО» Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО в МБОУ «Хотиловская СОШ» учитель технологии и ИЗО Калинина Анна Валерьевна Пояснительная.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках реализации ФГОС консультация для воспитателей старший воспитатель: Ю. В. Холмова Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 14:02
+124Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кравцова (УИ 1522277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД