Ольга Лыгина
Приемы логопедического самомассажа в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое логопедический самомассаж?
В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.
Публикация «Приемы логопедического самомассажа в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:
- это стимуляция кинетических ощущений мышц для активизации речи;
- развитие межполушарных связей;
- развитие мелкой моторики;
- релаксация;
- нормализация мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей.
Виды приемов логопедического самомассажа.
К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:
Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки.
Растирание – смещение, растирание, передвижение тканей в различных направлениях.
Разминание – смещение тканей с захватом – пощипывание.
Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывистая.
Схема проведения. Приемы логопедического самомассажа проводятся, как правило, по рекомендуемой схеме:
- Самомассаж мышц головы и шеи;
- Самомассаж мышц лица;
- Самомассаж губ и языка;
- Самомассаж ушных раковин;
- Самомассаж рук;
Актуальность и перспективность логопедического самомассажа.
В последние годы отмечается неуклонный рос количества детей-инвалидов и детей ОВЗ с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для развития детей, их адаптации в социуме, овладения программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
В наше отделение дети ходят поточным методом, ко мне на занятия попадают два раза в неделю по 30 минут. Срок реабилитации длится три месяца. И за этот короткий срок нужно решить очень много проблем. Как правило у большинства детей очень слабо развита связанная речь. С детьми проводятся занятия по звуковой культуре речи, связанной речи, фонетическая работа над звуками. Но не всегда этого бывает достаточно. Тогда я стала искать нетрадиционные методы, более глубокой коррекции. И обратила свое внимание на использование логопедического самомассажа в работе учителя – дефектолога. В апреле 2019 года я прошла курсы «Лого массаж : метод и технологии коррекционно- педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата»
Использование приёмов самомассажа при коррекции связанной речи, помогает в работе учителя дефектолога, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме.
Логопедический самомассаж в игровой форме является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительная моторная координация). В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствует переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Механизм воздействия логопедического самомассажа на развитие связанной речи.
Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в дальнейшем. Логопедический самомассаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический самомассаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.
Логопедический самомассаж оказывает благоприятное влияние на весь организм, повышает иммунитет. Также помогает решать и коррекционные задачи, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи двигательных зон коры. Что благоприятно отражается на развитии речи детей, внимания, памяти и мелкой моторики рук, способствует ориентировании в пространстве, развитии координации движения.
Какие задачи позволяет решить логопедический самомассаж в работе учителя – дефектолога
Использование логопедического самомассажа дает нам возможность решению нескольких задач:
В образовательном направление:
- Владеть простейшими приемами самомассажа;
-Усвоить правила (знание того, что движения необходимо произносить по ходу текста).
В воспитательном направление:
- Развивать положительные эмоции;
- Доверие и внимание к друг другу;
- Терпение и чувство юмора;
В коррекционном направление:
- Развивать моторику речевого аппарата;
- Нормализовать мышечный тонус;
- Развивать фонетический слух;
- Развивать крупную и мелкую моторику;
Основные противопоказания к логопедическому самомассажу.
Значительных противопоказаний к проведению самомассажа нет, но есть ограничения:
Острые и хронические заболевания кожных покровов, в том числе гематомы на массируемых участках;
Наличие герпеса на губах;
Инфекция полости рта;
Наличие конъюнктивита;
Увеличенные лимфатические узлы;
Здесь надо сказать о том, что перед проведением самомассажа я разговариваю с родителями. Прошу принести справку от врача, о том, что ребенок здоров и противопоказаний к проведению самомассажа нет. После этого мы приступаем к занятиям.
Основные правила проведения логопедического самомассажа.
Логопедический самомассаж можно использовать многократно в течение дня.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.
Дети выполняют приёмы самомассажа под руководством педагога. Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментируя его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, т. е. перед зеркалом, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущения дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие. Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу (могут сидеть на стульчиках или находится в положении лёжа).
Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил:
- Руки и лицо ребенка должны быть чистыми;
- Ногти ребенка должны быть коротко подстрижены, без заусенцев;
- Одежда не должна стеснять движений;