МААМ-картинки

Родительское собрание «Развитие познавательных способностей детей средствами опытно-экспериментальной деятельности»

Филько Светлана Степановна
Родительское собрание «Развитие познавательных способностей детей средствами опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Раскрыть влияние опытно-экспериментальной деятельности детей на развитие познавательных способностей.

Показать на примере открытого занятия как в процессе опытно-экспериментальной деятельности, организованной в детском саду дети приобретают новые знания.

Дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Форма проведения: мастер-класс.

Участники: воспитатели, родители.

Публикация «Родительское собрание „Развитие познавательных способностей детей средствами опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Оборудование: Фотовыставка «Мы – исследователи!»;

Выставка литературы:

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.

Д. Ванклив «Большая книга научных опытов для маленьких детей.

В. И М. Ромодины «Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов удивительных фактов для детей 5-7 лет»

А. Русаков «Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы родителям и воспитателям

Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет»

Видеозапись открытого занятия «Секреты Волшебницы воды», оборудование для демонстрации опыта родителям.

Предварительная работа: подготовка пригласительных для родителей; организация фотовыставки «Мы - исследователи!», подбор литературы для родителей., подготовить памятки-рекомендации для родителей, оформление помещения.

Повестка собрания :

Влияние опытно-экспериментальной деятельности детей на развитие познавательных способностей.

Просмотр видеозаписи открытого занятия на тему: «Секреты Волшебницы воды»

Мастер-класс по организации опытнической деятельности детей.

Рекомендации родителям по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.

Ход собрания.

«Хочешь, чтобы твой ребенок уверенно стоял на ногах –

не держи его все время за руку»

Виктория Фролова

Ребенок самый пытливый исследователь окружающей действительности. Это вполне очевидно: дети любят брать в рот различные предметы, открывать и закрывать двери и крышки, выбрасывать из кроватки все игрушки, ходить по лужам, есть снег и т. д. – перечислять можно бесконечно. Дети экспериментаторы и исследователи от природы. Эта способность заложена у них на биологическом уровне. Так почему же мы говорим о том, что необходимо развивать исследовательские способности детей?

Дети охвачены жаждой познания, часто задают нам вопросы: с 4-5 лет эти вопросы носят познавательный характер «Почему?», «Зачем?», «Где?» и т. д. Очень часто они нам докучают такими вопросами, мы пытаемся уйти от ответов «Отстань», «Потому что, потому», «Мне сейчас некогда» и т. д., тем самым пресекая детскую любознательность. Очень часто говорим: «Не лезь», «Не тронь», «Не поднимай» - тем самым ограничиваем пути детского познания и совершаем родительские ошибки.

Исследования ученых, педагогов-практиков показывают, что к старшему дошкольному возрасту возрастает интерес к познанию. Но в то же время можно наблюдать и снижение исследовательской активности детей, стремление без дополнительных интеллектуальных усилий получить от взрослого готовые ответы на возникающие вопросы.

Развивая исследовательские способности детей мы способствуем развитию познавательных способностей (развитию любознательности, творческих способностей (умению преобразовывать окружающую действительность, умению нестандартно мыслить, коммуникативных способностей (умение общаться с другими людьми, договариваться, выслушивать других людей, отстаивать собственную точку зрения).

Ограничивая детей, не создавая определенных благоприятных условий – тем самым мы наносим вред детскому развитию.

На сегодняшний день, в педагогической науке есть мнение о том, что детское экспериментирование может претендовать на роль ведущего вида деятельности, так же как игра.

Сейчас, хотелось бы представить вашему вниманию фрагмент НОД на тему: «Секреты Волшебницы воды». На этом занятии мы исследовали свойства воды опытным путем. Кроме того, на занятии использовались средства компьютерных технологий, художественное слово (загадки, стихи, проводилась физкультминутка, использовалась интеграция образовательных

областей: «Познание» и «Художественное творчество».

На представленной фотовыставке вы можете увидеть, как у нас проходит организация исследовательской деятельности в течении дня : мы проводим опыты и с водой, воздухом, различными предметами, исследуем песок, изучаем камни. Наблюдаем на прогулках за погодой, птицами, насекомыми и т. д. Природа – это кладезь для открытий, их можно совершать ежедневно.

Несложные опыты и эксперименты вы можете организовывать и проводить дома со своими детьми.

Презентация выставленной литературы для родителей по данной теме.

Сейчас предлагаю вам провести несколько простых опытов, которые вы сможете повторить дома и заинтересовать своих детей, интересно провести досуг.

Опыт № 1. "Волшебные бумажки"

Этот старый опыт проводили еще наши родители, чтоб развлечь нас. Возьмите и надуйте обычный воздушный шарик, заготовьте маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик об шерстяную ткань или об волосы.

Поднесите шарик к бумажкам. По идее, бумажки должны как бы "примагнитить" к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.

Опыт № 2 «Угадай на ощупь» Завяжем глаза. Попробуй на ощупь угадать что лежит у меня в мешочке?

Опыт № 3. Почему апельсин не тонет.

Наберите в емкость воды и опустите в нее апельсин. Апельсин плавает — и вот почему: кожура у апельсина менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают апельсину оставаться на поверхности. То же самое явление держит лед на поверхности воды: частички воздуха замораживаются, плотность уменьшается. Теперь очистите фрукт от кожуры и вновь опустите в воду: апельсин утонул из-за того, что увеличилась его плотность.

Такие опыты вы можете провести и с другими фруктами и овощами. Еще можно предложить ребенку угадать фрукт или овощ по вкусу, запаху, на ощупь. И это тоже будет маленькое исследование: у фрукта (овоща) есть свой неповторимый вкус, аромат, структура поверхности.

Для организации опытов не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,

когда она готовит еду. Но это может быть подходящее место для проведения интересных опытов и экспериментов.

Для опыта понадобятся несколько одинаковых мисочек, несколько поролоновых губок разного размера и цвета, вода. Такой опыт хорошо проводить если в семье не один ребенок.

«У меня на столе несколько одинаковых мисочек и губки. Нальем немного воды в мисочку. Как ты думаешь какая из губок наберёт в себя больше воды. Отожми воду в приготовленные пустые мисочки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу?» Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

В памятке вы можете найти для себя информацию о том, как организовать домашнюю лабораторию и организовать экспериментирование.

Для того, чтобы ребенок вырос любознательным, уверенным в себе человеком необходимо ему предоставлять свободу действий для исследования, дать возможность самостоятельно учиться методом «проб и ошибок». Когда же ребенку совершать ошибки, если не сейчас, в дошкольном возрасте? Самому их исправлять. Очень важно снять у детей скованность, боязнь «неправильных» действий, дать им возможность свободного выбора разных путей решения определенной проблемы, ощущение радости открытий и самое главное разделять эту радость вместе с ребенком.

Публикации по теме:

Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности "Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности" 1слайд Среди самых интересных.

Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности 1 «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности» 2 Исследовательская деятельность.

Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» (из опыта работы) “Расскажи – и я забуду, покажи – и.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности»Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности» Обобщение педагогического опыта Музыкального руководителя Крамской Е. Г. МКДОУ Детский сад №2 «Развитие творческих способностей детей средствами.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» .

Перспективный план работы по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей в конструктивной деятельности» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ [/b] Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Развитие познавательных способностей детей средствами опытно-экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 17:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Развитие познавательных способностей детей средствами опытно-экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Филько Светлана Степановна (УИ 1659601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД