маркеева снежана
Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко»
Камышловского района Свердловской области
План по самообразованию на 2018 – 2019 год
Воспитатель старшей группы № 3:
Маркеева Снежана Александровна
Актуальность:
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Публикация «Консультация „Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Учитывая практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи.
Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
2. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
3. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
4. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
5. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
7. Стимулировать желание детей экспериментировать.
Сроки реализации: сентябрь 2018 - май 2019 г.
Ожидаемые результаты со стороны педагога:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: умение анализировать научно-методическую литературу, умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Ожидаемые результаты со стороны детей :
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
4. Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
5. Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т. п.
6. Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие тврдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
Для реализации целей по теме самообразования был составлен план работы на 2018-2019 год.
Сентябрь:
Изучение методической литературы по исследуемой теме. Повышение собственного уровня знаний по исследуемой теме. Оформление папок передвижек. Анализ изучаемой литературы. Диагностика детей начало года методика
«Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова). Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей. Анализ полученных результатов
Тема: «Знакомство с детской лабораторией. Волшебные стёклышки»
Задачи:
-уточнить представление: о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории, о правилах поведения в детской лаборатории;
-познакомить с понятиями : «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, эксперимент (опыт);
-познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов;
- познакомить с правилами пользования приборами.
Беседа: «Что такое лаборатория?»;
Беседа: «Где применяют волшебные стеклышки?».
Образовательная ситуация:
Опыты – эксперименты : «Естественная лупа», «Подводная лодка», «Секретное письмо». Рассматривание приборов.
Игра: «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».
Сюжетно – ролевая игра: «Научная лаборатория».
Привлечь родителей к созданию предметно - развивающей среды.
«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе в лаборатории.
Октябрь (занятие 1) :
Тема: «Этот удивительный воздух. Обследование свойств воздуха»
Задачи:
-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность;
-дать представление о воздухе как газообразном веществе;
-познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека;
-формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Опыты - эксперименты с воздухом: «Как обнаружить воздух?», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается»,
«Взвешивание воздушных шаров».
Наблюдение на прогулке за ветром.
Беседа о свойствах воздуха.
Загадки о воздухе.
Игры: «Что в пакете», «Узнай по запаху», «Игры с соломинкой».
Консультация для родителей : «Игра или экспериментирование».
Цель: Роль экспериментирования для развития дошкольников.
Домашнее задание: дети с родителями оформляют панно «Берегите воздух»
Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх. При охлаждении воздух сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным.
Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.
Определить силу ветра с помощью флюгера.
Создание дидактического пособия Уникуб – «Воздух невидимка»
Октябрь (Занятие 2)
Тема: «Состав и свойства почвы.
Сравнение песка, почвы и глины. Песочные часы»
Задачи:
-познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины;
-расширить знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого);
-развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности;
-обогащать и развивать словарь детей;
-закрепить знания об окружающем мире.
Образовательная ситуация:
Экспериментирование с песком и глиной на прогулке «Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Своды и тоннели», «Мокрый песок».
Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины.
Игры с песком и глиной.
Рисование на сухом, мокром песке.
Лепка из песка и глины.
Консультации для родителей :
1. «Роль семьи в развитии интереса
ребнка к экспериментальной
деятельности»;
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».
Дети называют сходства и различия между песком и глиной, проводят опыты, зарисовывают наблюдения в таблицу.
Поместить в уголок экспериментирования песочные часы, емкости с почвой, глиной, песком.
Ноябрь (Занятие1)
Тема: «Магнит и его волшебные свойства»
Задачи:
-познакомить с понятиями «магнит» и «магнитная сила»;
- формировать и приобретать знания посредствам опытов, делать выводы, обобщения;
-воспитывать навыки взаимопомощи;
-развивать воображение, творческие способности.
Образовательная ситуация:
Игры-эксперименты с магнитом: «Танцующая фольга», «Вися на голове».
Дидактическая игра «Что притягивает магнит».
Консультация для родителей : «Соблюдение правил безопасности».
Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
Поместить в уголок магниты разные по размеру и разные мелкие предметы из разных материалов.
Ноябрь (Занятие 2)
Тема: «Древесина, ее качества и свойства. Мир бумаги»
Задачи:
-упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины;
- определять свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде);
-упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять качества бумаги и свойства.
Образовательная ситуация.
Опыты на определение свойств дерева и бумаги;
Рассматривание предметов;
Беседа «Как делают бумагу?»;
Игры: «Назови предмет», «Волшебные дощечки», «Выбери инструменты для работы по дереву»;
Конструирование из бумаги «Самолёт».
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна».
Изготовление совместных поделок детей и родителей, из бросового материала и бумаги.
Декабрь (Занятие 1)
Тема: «Волшебница вода»
Задачи:
-уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы);
-способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет;
- выявить вещества, которые растворяются в воде;
- познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;
-выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.
-развивать любознательность, мыслительные способности.
Образовательная ситуация:
Презентация: «Опыты с водой» (мультимедиа).
Проектная деятельность.
Дидактическая игра : «Хорошо – плохо».
Проведение опытов с водой : «Узнаем, какая вода» (по карточке-схеме, «Окрашивание воды», «Очищение воды с помощью фильтров».
Игра «Спрячь пуговку».
Консультация для родителей : «Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Зарисовка в таблице графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.
Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами.
Декабрь (занятие 2)
Тема: «Водяные фокусы»
Задачи:
-закреплять знания о разных состояниях воды;
-формировать представления о круговороте воды в природе;
-активировать словарь;
-развивать творчество.
Образовательная ситуация:
Игры-эксперименты с водой:
- «Опыты с пресной и соленой водой»;
- «Яйцо утонет или всплывет?»
Презентация «Опыты с водой» (мультимедиа).
Чтение художественной литературы.
Консультация для родителей : «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка».
Январь (Занятие 1)
Тема: «Замерзание воды»
Задачи:
-показать зависимость состояния воды от температуры воздуха;
-продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в лед при низких температурах);
-ознакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает);
- учить устанавливать простейшие закономерности
Опыт – эксперимент с водой «Волшебное превращение», (изготовление «цветных льдинок»)
Загадки, стихи.
Беседа «Как воду превратить в лед»
Исследовательская деятельность на прогулке.
Игры с ледяными фигурками.
Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.
Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Добавить в лабораторию формочки для замораживания воды.
Украсить деревья ледяными игрушками.
Январь (Занятие 2)
Тема: «Волшебный снег»
Задачи:
-закрепить знания о свойствах снега;
-дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках;
-упражнять в установлении различий между инеем и снегом. Образовательная ситуация.
Опыты-эксперименты со снегом.
Презентация: «Тайна снежинки».
Чтение художественной литературы.
Игры со снегом.
Конструирование.
Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.
Вывод: Снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.
Отгадывание загадок о снежинках.
Зарисовка снежинок.
Снежинки из бумаги.
Февраль (Занятие 1)
Тема «Удивительные камни»
Задачи:
-познакомить с многообразие мира камней и их свойствами;
-учить классифицировать камни по признакам;
-закрепить навыки работы с увеличительными приборами;
-развивать визуальную и мышечную память, глазомер;
-развить поисково-творческую деятельность.
Образовательная ситуация:
Опыты – эксперименты : «Что у нас под ногами?», «Определи форму и цвет», «Определи размер камня», «Определи характер поверхности», «Определение веса», «Определение температуры», «Рассматривание камней через лупу», «Плавучесть».
Беседа: «Что у нас под ногами».
Словесные игры: «Хорошо-плохо», «Какой. Какая, какие», «Придумай слова-антонимы».
Организовать родителей на пополнение коллекции «Камни».
Консультация на тему : «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».
Февраль (занятие 1)
Тема: «В мире пластмассы»
Задачи:
-помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая);
-сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов;
-учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.
Экспериментирование с предметами.
Дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Чудесный мешочек».
Загадки по теме.
Консультация для родителей : «Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.
Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается).
Март (Занятие 1)
Тема: «Мир ткани»
Задачи:
- познакомить с различными видами тканей;
- формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
-побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года;
-развитие творческого воображения.
Образовательная ситуация:
Опыты с тканью и семенами льна.
Дидактическая игра «Наряды куклы Тани»
Дидактические игры : «Собери вещи», «Подбери по цвету».
Сюжетно - ролевая игра «Ателье мод».
Самостоятельная деятельность в театрализованном уголке.
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани».
Оформление наглядной информации в родительском уголке,
рекомендации «Проведите с детьми дома».
Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.
Составление рассказа по схеме.
Март (занятие 2)
Тема: «Плавучесть предметов»
Задачи:
- определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет;
-подвести детей к выводу, что полые предметы плавают;
- воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть;
- продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
Образовательная ситуация:
Опыты – эксперименты :
«Взвешивание предметов разными способами».
Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой.
Опыт «Почему не тонут корабли?»
Игры: «Поплывет - не поплывет», «Плавает-тонет»
Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
Изготовление совместных поделок детей и родителей, из бросового материала и бумаги.
Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть.
Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые.
Апрель (Занятие 1)
Тема: «Огород на окне. Лук. Свойства Лука. Лимон. Свойства лимона»
Задачи:
-дать детям понятие о витаминах, иммунитете;
- развивать мыслительную
активность, наблюдательность.
Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно».
Перед проведением опытов обговорить правила проведения опытов используя схемы.
Фотографировать ход эксперимента.
Апрель (Занятие 2)
Тема: «Жизнь растений. Растение – живой организм»
Задачи:
-выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;
-уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);
-определить алгоритм деятельности по посадке растения;
-установить, как растение ищет свет;
-выявить потребность растения в воздухе, дыхании;
-понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Образовательная ситуация:
Наблюдение за жизнью растений.
Опыт – эксперимент «Есть ли у растения органы дыхания?», «Замачивание боба во влажной ткани», «Посадка бобовых».
Презентация «Посадили мы фасоль».
Беседа «Что раньше появляется из семени?»
Игры: «Вершки – корешки», «Хорошо-плохо». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Наблюдения за состоянием растений.
Наблюдение проводиться ежедневно. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.
Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения.
Май (Занятие 1)
Тема: «Человек. Что умеют наши глаза и уши?»
Задачи:
-обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения;
-тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования;
- развивать логическое мышление, разговорную речь;
-закреплять гигиенические навыки.
Образовательная ситуация:
Опыты-эксперименты : «Зачем человеку глаза?», «Наблюдай за движением глаз», «Форма, цвет, расстояние», «Настроение глаз», «Слуховые раздражители», «Определи источник звука».
Беседа «Береги глаза и уши!»
Игры: «Покажи, что назову», «Определи по звуку», «Эхо», «Полезно - вредно».
Прослушивание аудиозаписей. Домашнее задание. Рассматривание телефонного аппарата.
Предварительная беседа о том, как осуществляется телефонная связь (см. «Детская энциклопедия») Работа с карточками для закрепления материала.
Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.
Поделка из спичечных коробков «Спичечный телефон».
Май (Занятие 2)
Тема: «Человек. Взаимосвязь органов вкуса и запаха»
Задачи:
- показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов;
-учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения. - тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования;
-формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности.
Образовательная ситуация:
Презентация «Органы вкуса и запаха».
Дидактические игры : «Чудесный мешочек», «На что похоже?»,
«Полезные и вредные продукты».
Игра на мимику «Покажи вкус», «Покажи запах».
Сюжетно-ролевая игра «На кухне». Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.
Подведение итогов проделанной работы за год, диагностика воспитанников на конец года, оформление работы в виде презентации.
Литература:
1. Баландина Т. Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10.
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы»
3. Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М. : ТЦ «СФЕРА», 2005.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
6. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.
7. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании
// Дошкольное воспитание. - 2005.- №12.
8. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 2006.- №1.