Ольга Кобышева
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г.
Доклад по самообразованию
«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».
Подготовила:
Воспитатель Кобышева Ольга Александровна.
Особенности становления опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Любая деятельность малыша – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально - познавательной активности.
У младших дошкольников на четвёртом году жизни начинается проявляться любопытство : они задают взрослым многочисленные вопросы об увиденном, услышанном и пока ещё недоступном детскому сознанию. У детей появляется определённое количество знаний, формируется умение сопоставлять факты, устанавливать простейшие отношения между явлениями окружающей действительности, появляется осознание того, что необходимые знания можно получить опытным путём, с помощью взрослого человека. Поскольку дети 3 – 4 лет ещё не могут самостоятельно осуществлять действия опытно – экспериментального характера, задача педагога – помочь ребёнку получить ответы на свои вопросы самостоятельно, в ходе экспериментирования. В таком случае педагог может обратить детский вопрос в формирование цели опыта. Педагог совместно с детьми осуществляет необходимые действия экспериментального характера, направляет и контролирует детскую деятельность, привлекает детей к обобщению результатов эксперимента, что способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчёт о проведённом опыте.
Цели познавательно – исследовательской деятельности
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, глины, воздуха, камня, древесины, пластмассы, металла, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, влияние на свойства других предметов.
3. Развитие способности использовать обобщённые способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
4. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способа познания путём сенсорного анализа, развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В экспериментировании можно выделить две формы: познавательная (проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний) и продуктивная (направлена на получение продуктов творчества). Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества, оно пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе метода экспериментирования, направленного на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Восторг и море положительных эмоций – вот что дарит экспериментирование для детей, ведь экспериментирование – это действенный метод ознакомления детей с окружающим миром.