Элиза Шахбанова
Проект в средней группе «Развитие познавательного интереса у детей средствами опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательного интереса у детей
через опытно-экспериментальную
деятельность"
МБДОУ «ЦРР» д/с №62 «Незабудка»
Шахбанова Элиза Ахмедовна
Содержание
1. Введение (актуальность, цель и задачи, участники и сроки реализации).стр. 2
2. Предполагаемый результат….стр. 3
3. Этапы проекта…. стр. 3
Публикация «Проект в средней группе „Развитие познавательного интереса у детей средствами опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
4. Заключение …. стр. 8
5. Список использованной литературы… стр. 9
6. Приложение. …. стр. 10
Введение.
Актуальность проекта :
Заключается в том, что познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из значимых видов деятельности, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за показом опытов и практическое применение их в воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственен интерес на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Тип проекта : познавательный, творческий, групповой.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители детей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цель:
Обогатить знания детей об опытно-экспериментальной деятельности,
развивать любознательность и способность к самостоятельному
экспериментированию.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- знакомить детей со свойствами воды при взаимодействии с предметами из
различных материалов;
- учить детей использовать различные техники при создании изобразительных
работ;
- ознакомить детей с условными мерками для измерения протяженности и веса.
Предполагаемый результат:
- Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных
задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Повышение интереса к опытно-экспериментальной деятельности у детей.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап.
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта «Развитие познавательного интереса у детей
через опытно-экспериментальную деятельность»;
Работа с родителями:
Консультации на тему:
«Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности детей дома».
«Экспериментируем дома».
«Нетрадиционная техника рисования—кляксография»
• Составление плана основного этапа проекта согласно блочно-
тематическому планированию на неделю, опираясь на сетку ННОД в
средней группе.
Основной этап
Цель, задачи Создание условий
Предварительная работа ННОД Взаимодействие с родителями Предполагаемый результат
ОО Художественно-эстетическое развитие.
Учить детей вырезать круги способом последовательного закругления углов квадрата. Разнообразить и обогатить аппликативную технику Рассматривание иллюстраций птиц, луж. Наблюдение за воробьями. Чтение стихотворений о весне и лужах. Аппликация с элементами рисования «Воробьи в лужах» Совершенствуются навыки вырезания кругов.
Учить детей использовать различные техники при создании изобразительных работ при помощи красок. Кисточки, краски, палитра
Опыты с красками «цветная вода» «смешиваем краски Рисование «по-мокрому» Рисование «кляксография» Дети овладеют различными техниками рисования
ОО Познавательное развитие
Расширять представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой учить измерять предметы различными способами. Условные мерки для измерения длины: линейка, сантиметровая лента, рулетка. РЭМП
Длина
«чем можно измерить длину?» «измерим все вокруг» Измерять в домашних условиях длину комнаты шагами ребенка и шагами родителей. Дети измеряют одинаковые предметы разными условными мерками.
Продолжить наблюдение за проращиванием пшеницы и гороха в уголке природы с фиксацией результатов в календаре наблюдений. Календари для
проведения
наблюдений. Окружающий мир
(экология
Наблюдение и
фиксация
результат
ов в
уголке
природы за посаженными растениями Посадка в домашних условиях совместно с детьми Удачные всходы посаженных культур.
ОО Физическое развитие.
Вызывать желание детей узнать свой вес, учить измерять свой вес с помощью различных весов Напольные весы (механические, электронные медицинские) Беседа «Почему вес разный?» «С помощью чего измерить свой вес?»
ОО Речевое развитие
Познакомить с произведениями Г. Остера. Учить соотносить просмотренный мультфильм с текстом произведения, а также с иллюстрациями в книге к данному произведению. Книги Г. Остера «38 попугаев» «Котенок по имени Гав» «зарядка для хвоста» «Ненаглядное пособие» Чтение произведения «38 попугаев» Беседа по произведению. Обыгрывание ситуаций. Просмотр мультфильмов на произведения Г. Остера.
ОО Социально-коммуникативное развитие
Знакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов и учить соблюдать их. Беседа «Правила поведения при проведении опытов» Соблюдают правила личной безопасности.
Познакомить детей с условными мерками для измерения объема. Выявить свойство воды и других предметов. Приборы необходимые для проведения опытов с водой (стакан, ложка, резиновые и пластмассовые игрушки, ткани, бумага. Опыты с водой Имеют представления о свойствах воды.
Познакомить детей с учить детей создавать вместе место для организации игры. Развивать диалогическую речь; учить задавать вопросы находить на них ответы, развивать умение договариваться. Атрибуты для СРИ «Магазин»
Рассматривание иллюстраций на тему «магазин» СРИ «Магазин» беседа «как узнать вес товара» о. с. «Что можно купить в магазине» «Как нужно вести себя в магазине» Атрибуты для СРИ «Магазин» Дети понимают правила игры и активно участвуют. дети вступают в диалог договариваются и самостоятельно играют.
Заключительный этап.
Создание альбома «Измерим все вокруг или Книга рекордов нашей группы».
Составление портфолио проекта.
Заключение.
В дошкольном возрасте опытно-экспериментальная деятельность имеет огромное
значение в познавательном развитии детей. И вместе с тем является одним из
могучих средств познания окружающего мира.
В результате организации опытно-экспериментальной деятельности, я пришла к
выводу что у детей развивается познавательная активность. Расширяется кругозор,
т. е. обогащаются знания об объектах живой и неживой природы (воды) и его свойствах, о свойствах различных материалов (железа, бумаги, ткани).
Для достижения поставленных целей и задач были проведены опыты, которые
проводились в игровой форме. Для этого в группе были созданы условия в
предметно-развивающей среде : т. е. уголок экспериментирования, а также мини –
лаборатория где был собран необходимый материал, в том числе и природный.
Кроме того, совместно с детьми была создана книга: «Книга рекордов нашей
группы». Мы определяли «все самое-самое» в группе и заносили в нашу «Книгу
рекордов»
До начала проведения опытов дети были ознакомлены с правилами безопасности
при проведении опытов.
В процесс были вовлечены и родители детей. Их задачей являлось создание
условий для проведения опытов дома, поощрение инициативы ребенка и помощь в
проведении опытов.
В заключении можно сказать что проект был решен полностью, дети с большим
интересом участвовали в образовательной опытно-экспериментальной
деятельности. Дети стали более любознательными и проявляют большой интерес
к природным явлениям и ее закономерностям. Стали более любопытными и
внимательными при наблюдениях за окружающим миром.
Список использованной литературы.
1) А. Е. Чистякова, Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие- СПб:
ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013г.
2) Е. В. Колесникова Методическое пособие «Математические ступеньки»
3) И. А. Лыкова Учебно-методическое пособие «Цветные ладошки»
4) Л. Лазарева Экспериментируем с водой// Дошкольное воспитание №5 2008г.
5) М. Костюченко Экспериментируем// Дошкольное воспитание №8 2006г.
6) Н. Рыжова Игры с водой и песком.
Приложение
Реализация проекта.
Понедельник
1. Вовлечение в деятельность
• Беседа «Что такое эксперимент»
• НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» Экспериментирование
• с водой (объем) Переливание воды – измерение объема с помощью
различных мерок
• Знакомить детей с правилами безопасности при проведении экспериментов и
учить соблюдать их.
* Игры с водой (Фонтан, Бассейн, Озеро, экспериментируем с тонущими и
плавающими предметами.)
• Создание странички «Мы экспериментируем с водой»
Вторник
ОО «Физическое развитие»
Беседа «Что такое масса?» О. с. «Измерим свой вес»;
Беседа «Почему вес разный?» О. с. «С помощью чего измерить свой вес»
Создание странички «Наш вес»
•
• ННОД по ОО «Познавательное развитие» – РЭМП Длина
Просмотр мультфильма «38 попугаев»,
Чем можно измерить длину?
о. с. «Измерение стола различными мерками»; «Измерение длины группы
различными мерками»; «Измерение роста детей»
• Создание странички «Измерим все вокруг» : «Самый высокий в группе»,
• «Самые длинные волосы», «Самая длинная юбка» и т. д.
Среда
Беседа «Время года» (лужи)
• ННОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация
«Воробьи в лужах»
Четверг
• ННОД по ОО «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
• СРИ Магазин (правила вежливого обращения друг к другу) – умение
взвесить, смерить
• Создание странички «Мы играем в магазин»
• Создание странички «Самостоятельное экспериментирование»
Пятница
ННОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Игры с красками.
«Рисование по- мокрому»
• Создание странички «Самостоятельное экспериментирование»
• Создание портфолио проекта «Наши эксперименты»
Познание (формирование целостной картины мира)
Игры с водой.
Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают
возможность устанавливать физические закономерности, овладевать
представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.
Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется
специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество
мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен
комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из
разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких
игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от
этих опытов массу полезных впечатлений.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают
на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из
разных материалов.
• Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта
главное – не забыть высушить их и положить на место).
• Дерево – ложка, мисочка и др. (по окончании опыта также не забыть
протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
• Пластмасса – любые предметы или игрушки.
• Резина.
• Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному
впитывающие воду.
• Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному
впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
• Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие,
впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их,
вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность
Вода
Возня с водой, переливание воды и брызгание особенно любимы детьми. Такие
игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.
Переливание воды
Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие
ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с
малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот
пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.
Фонтан
Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком,
получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг : «Пш-ш-ш!
Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана»,
побуждайте ребёнка повторить действие за вами
Бассейн
Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать
игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков) : «Вот наши куколки
пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так.
Поплыли!»
Озеро
Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или
уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот
мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети,
плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке».
Художественное творчество. Игры с красками.
На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с
красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки,
дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих
игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки,
стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.
Цветная вода.
Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных
пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно
увеличить). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на
кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную
(можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь
ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои
действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент
«волшебства» : «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот
так. А теперь. опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как
красиво!»
Смешиваем краски.
Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого
можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с
чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя
палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и
жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т. д.
Рисование на мокром листе.
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными
красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку.
Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в
тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну
из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие
цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без
краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
пппппппппппппппппппппп