МААМ-картинки

Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников» (1 фото)

Юлия Смирнова
Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

К. Д. Ушинский:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету".

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Опыт работы „Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников“» размещена в разделах

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ:

Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение в образовательной деятельности по развитию речи метода моделирования.

Что же такое моделирование?

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ : изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Н. А. Ветлугина утверждает, что с помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- предметные картинки

- силуэтные изображения

- геометрические фигуры

- планы и условные обозначения

- контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

• предметные картинки;

• силуэтные изображения;

• геометрические фигуры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении.

Для решения этих проблем я использовала метод наглядного моделирования в процессе формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования я использовала как в работе с детьми в совместной организованной деятельности (это пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов, так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы.

Мнемотаблица «Все профессии нужны, все профессии важны». Детям предлагалось по желанию выбрать картинку с изображением профессии и рассказать о ней по плану: Название профессии, место работы, что делает человек данной профессии, в чем польза, что ему нужно для работы и кем ты хотел бы стать когда вырастешь.

Мнемотаблица «Времена года». Составить рассказ по плану-мнемотаблице об осени (можно использовать в уголке природы).

1. Какое солнце осенью?

2. Какое небо осенью?

3. Как выглядит земля осенью?

4. Что происходит с деревьями осенью?

5. Какую одежду носят дети осенью?

6. Изменения в жизни животных осенью.

7. Изменения в жизни птиц осенью.

8. Занятия детей осенью.

Так же эту таблицу я использовала при составлении описательных рассказов и про другие времена года.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

- принадлежность к родовидовому понятию

- величина, цвет, форма;

- составляющие детали;

- качество поверхности;

- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

- как он используется (какую пользу приносит?

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

• Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины.

• Проследить их взаимосвязь и взаимодействие.

• Отметить особенности композиционного фона картины.

• Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Дети составляют рассказы о сказочном герое по плану:

1. Имя сказочного героя

2. Какое выражения лица?

3. Глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)

4. Какие уши?

5. Нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)

6. Прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые)

Мнемотаблицы сказок.

В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей.

Развитие творческой активности детей непосредственно связано с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Данная работа заключается в просвещении родителей о методе моделирования.

С этой целью я запланировала на родительском собрании раскрыть тему “Метод наглядного моделирования как средство развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста”.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.

2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.

3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.

4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.

5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.

Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы составляют развёрнутые рассказы, пересказывают литературные произведения, сочиняют собственные, хорошо усваивают построение грамматических конструкций, понимают значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».[/i].

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 16:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Смирнова (УИ 665866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД