Елена Воробьева
Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы : определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.
Гипотеза исследования:
использование метода знако-символического моделирования в педагогической практике развивает умения структурирования связных высказываний у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Обобщить и систематизировать данные научно-практических исследований по проблеме развития структурирования у детей старшего дошкольного возраста.
Провести обследование детей с целью определения уровня развития связной речи;
Провести работу, основанную на использовании метода знако-символического моделирования в контексте развития связной речи дошкольников;
Сделать заключение о влиянии использования метода моделирования в педагогической практике для развития связной речи дошкольников.
Методы исследования :
анализ литературных материалов.
изучение и обобщение исторического опыта (по литературным источникам).
отбор, систематизация и анализ журнальных публикаций по проблеме.
педагогическая диагностика.
3 этапа работы :
Первый этап работы направлен на формирование навыка описания предметов, явлений.
Второй этап системы работы по формированию связной речи направлен на развитие навыков пересказа. Он предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста.
Третий этап рассматриваемой системы направлен на обучение детей составлению связного рассказа по картине.
Педагогическая диагностика уровня развития связной речи по методике Вайцеховской Н. Н.
Методика выполнения : ребенку рассказывается незнакомое ранее литературное произведение с установкой на пересказ. Затем предлагается пересказать это произведение.
Используются обозначения уровней развития того или иного аспекта анализа речевой деятельности:
1-низкий уровень развития;
2- средний уровень развития;
3- высокий уровень развития.
1 этап непосредственной работы :
дети знакомились со знаковой символикой, которая постепенно вносилась в речевую деятельность детей. Продолжительность –сентябрь/1 занятие в неделю.
дети знакомились с графической аналогией и составляли зарисовки сказок. Продолжительность сентябрь-октябрь/1занятие в неделю.
3 этап непосредственной работы :
Разработка схем для составления описательных рассказов.
Продолжительность этапа: октябрь-ноябрь/1 занятие в неделю.
Контрольное исследование по методике Вайцеховской Н. Н. :
Определение уровня связной монологической речи дошкольника на материале пересказа и сравнение результатов с показаниями, которые были получены на начальном этапе работы.
Результаты контрольного исследования
наличие динамики цельности и связности высказываний, отсутствие 1 уровня развития связной речи, и в наличии и более высокий уровень развития (3 уровень).
показатели уровня грамматической правильности, лексического разнообразия и звукового оформления высказывания выше, чем был до проведения работы.
Вывод:Данные результаты свидетельствуют о перспективности использования метода моделирования в развитии связной речи дошкольников.