Аноним
Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование метода
наглядного моделирования на этапах : «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе
учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими тяжелые
нарушения речи»
Цель: повышение качества организации педагогического процесса и профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросам использования метода наглядного моделирования на занятиях по обучению грамоте, развитию лексико-грамматических представлений и связной речи.
Задачи:
Публикация «Использование метода наглядного моделирования на этапах „Слог“, „Слово“, „Предложение“, „Речь“ в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
1. Обучать работе со схемами и опорными символами.
2. Развивать умение дифференцировать сходные и различные по артикуляции и звучанию звуки.
3. Закреплять звуко-буквенный и слоговой анализ слов.
4. Развивать умение составлять предложения, высказывания, используя символы и схемы.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений. Чем богаче и разнообразнее стимулы, т. е. средства, с помощью которых мы запоминаем материал, тем лучше произвольное запоминание, тем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти.
Этап «СЛОГ». При делении слова на слоги использую различные способы, которые также представлены в виде символов и схем.
Игра «Твердые и мягкие командиры», цель которой – научить детей соединять гласные и согласные звуки в единый слог.
Игра «Слоговые ряды», в ходе которой дети учатся произносить двух и трехсложные слоги.
са - со - су - сы су - сы - са – со
со - су - сы - са сы - са - со - су
ас - ос - ус - ыс ус - ыс - ас - ос
ос - ус - ыс - ас ыс - ас - ос - ус
ста - сто - сту - сты аст - ост - уст - ыст
сто - сту - сты - ста ост - уст - ыст - аст
сту - сты - ста - сто уст - ыст - аст - ост
сты - ста - сто - сту ыст - аст - ост – уст и т. д.
На этапе «СЛОВО» использую следующие символы и схемы:
Дети находят слова, опираясь на картинки – слова – предметы, слова-действия, слова-признаки. Данный прием находит свое применение и на следующем этапе «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Далее к данным моделям добавляются более сложные – слово-предмет множественного числа, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, с уменьшительно-ласкательным суффиксом множественного числа и т. д.
Используя данные символы можно с легкостью подбирать родственные слова. (пример слово – дом : ДОМ-ДОМА-ДОМИК-ДОМИКИ-ДОМАШНИЙ-ДОМОВНИЧАТЬ).
Достаточно большое количество игр использую для расшифровывания слов.
И М А З
2 3 4 1
З И М А
Для закрепления предлогов, использую следующие схемы : Игра «Короткие словечки».
Игра «Подбери словечко». Предлагается схема слова, согласно которой ребенок подбирает слово.
Игра «Найди предмет по форме». Даются карточки с изображением геометрических фигур и предметов. Ребенок соотносит предметы с фигурами.
Игра : «Найди самое короткое и самое длинное слово», также с использованием схем.
На этапах «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» и «РЕЧЬ» использую все схемы и символы, но с усложнением заданий, например, для составления рассказов и сказок.
Игра «Оживи картину». С помощью вырезанных предметных картинок дети заполняют картину, при этом составляя предложения. Например, «Быстрый самолет летит высоко над островом». И т. д.
Таким образом, применение моделей и схем в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Работая по готовой модели либо самостоятельно составляя модель, дети учатся думать, анализировать.
Моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна – в этом и состоит огромный положительный эффект этого процесса.