Стальненко Марина Валентиновна
«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Вступление
Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
Дети дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе.
Публикация «„Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения ими нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?
II. Основная часть
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Цель применения наглядного моделирования – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти.
Актуальность состоит в том, что:
• использование наглядного моделирования вызывает интерес к занятию
• облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью
• применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
• познакомить с графическим способом представления информации
• развивать умение дешифровки модели
• формировать навыки использования модели
Наглядные модели очень разнообразны. Они могут включать стилизо-ванные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним, пиктограммы, геометрические фигуры, силуэтные изображения.
Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, так как «условность» легко принимается детьми и легко «стряхивается» с наглядной модели в зависимости от предъявленной речевой инструкции логопеда.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей
Данный метод можно использовать при :
• Формировании представлений о структурных единицах языковой системы
• Формировании лексико – грамматических категорий
• Развитии словаря и связной речи
Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции речи детей.
1. Формирование представлений о структурных единицах языковой системы
Данный метод активно используется мной в работе по формировании представлений о структурных единицах языковой системы.
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, правильно дать характеристику тому или иному звуку. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
Для этой работы я использую различные дидактические пособия, например: при знакомстве со звуком детям тяжело усвоить это абстрактное понятие, поэтому вводятся звуковые карточки.
Последовательность введения звуковых карточек:
• сначала дети узнают очередную историю, в результате которой персонажи открывают определённый звук,
• после этого показывается соответствующая данному звуку карточка, изображение на которой будет ассоциироваться с проанализированной историей и с конкретным звуком;
• далее выявляются артикуляционные и акустические характеристики звука.
Вследствие такого подхода дети легко и быстро запоминают обозначения звуков и с удовольствием их используют при фонетическом анализе.
При изучении каждого звука даётся его характеристика. В этом нам помогает наглядная модель «Волшебный домик». Пустые окошки заполняются карточками – помощниками.
• Звуковая карточка, обозначающая характеризуемый звук
• Карточка, обозначающая твёрдость или мягкость.
• Обозначение звонкости или глухости.
• Образ буквы.
Метод наглядного моделирования мы используем при проведении артикуляционной гимнастики, когда детям показываются изображения того или иного упражнения.
При работе над слоговой структурой слова используется модель «Паровозик», где картинки распределяются по вагончикам в зависимости от количества слогов в их названиях. В первом вагоне – картинки, в названиях которых один слог, во втором вагоне – картинки, в названиях которых два слога; в третьем вагоне – картинки в названиях которых трои слога.
При работе над развитием фонематических процессов используется наглядная модель «Гусеничка». Необходимо определить место того или иного звука в слове. Если звук находится в начале слова, помещаем картинку в первый кружок, если в середине – то в средний кружок, если в конце - то в последний кружок.
2. Метод наглядного моделирования активно используется при формировании лексико – грамматических категорий.
Детям с речевыми нарушениями требуется специальное обучение, а за-тем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико-грамматических трудностей.
Роль заместителей могут выполнять пиктограммы – это графиче-ское изображение, упрощенное с целью облегчения визуального восприятия. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.
Дидактическое пособие «Телевизор» мы используем для образования родственных слов по модели : папа, мама, детёныш, детёныши, чья голова, чей хвост, чей дом. Например, Это лиса. Папа – лис, мама – лиса, детёныш – лисёнок, детёныши – лисята, голова – лисья, хвост – лисий, чей дом – лисий.
Знакомя детей с предлогами также используются карточки - символы. При этом сначала обговариваются изображения реальных предметов (в нашем примере речь идёт о расположении чашки и мышки относительно друг друга). Затем эти реальные предметы заменяются символами для обо-значения предлогов.
Мной используются различные стилизованные изображения, которые либо предлагаются детям, для разных видов работ, либо создаются вместе с детьми. Перед вами некоторые из них:
«Скажи чей?» - образование притяжательных прилагательных
«Скажи наоборот»- подбор антонимов
«Скажи ласково» - образование существительных и прилагательных с уменьшительно - ласкательным значением
«Назови детёнышей»
«Назови слова родственники»,
«Скажи так – же»- образование синонимов
«Один – много» - образование множественного числа существительных,
«Мой – Моя» - согласование местоимений с существительными и другие.
Для работы с ними мы используем пособие «Речецветик», где в центре находится одно из предложенных изображений. В данном случае ребёнку необходимо образовать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
3. Формирование связной речи
Логопедическое воздействие при речевых нарушениях преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.
Работа над пересказом.
Пересказ – более легкий вид монологической речи. С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты. Наиболее доступным яв-ляется пересказ сказок.
Работа ведё тся в следующем порядке:
• Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.
• Каждая часть кодируется (в данном случае обговаривается, как будут обозначены персонажи. Я использую обозначения в виде геометрических фигур, отличающихся по цвету и размеру).
• Делается графическая зарисовка.
• Пересказ сказки с опорой на графические модели.
МАСТЕР КЛАСС Пересказ сказки «Теремок».
2. Составление рассказов по сюжетной картине
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ.
При составление рассказа необходимо:
1. Предложить детям рассмотреть картинку.
2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответ с использованием схемы каждого предложения.
3. Попросить послушать получившийся рассказ, который педагог рассказывает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.
4. Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!
5. Предложить двум-трем детям составить рассказ с опорой на схему
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, у детей не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Вы можете увидеть на экране некоторые стилизованные изображения, используемые для составления картинно – графического плана.
Из представленных картинных символов мы вмести с детьми составляем картинно – графический план рассказа, по которому потом дети составляют рассказ – описание. Например картинно – графическая схема для составления рассказа- описания фуктов и овощей.
III. Заключение
Таким образом, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.
Одним из положительных моментов в использовании метода наглядного моделирования, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает картинку - заместителя, а ребенок выполняет полученную инструкцию.
Хочется закончить словами Константина Дмитриевича Ушинского:
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».