Салтанат Шаймерденова
Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей,так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
Публикация «Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования» размещена в разделах
ЦЕЛЬ :формировать умение использовать метод наглядного моделирования во время рассказывания; развивать навыки связной речи дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
2. Расширять словарный запас.
3. Развивать диалогическую и связную речь.
4. Развивать творческую речь (сочинение сказок, историй,стихов, придумывание загадок).
5. Воспитывать уверенность в себе.
Предполагаемый результат: улучшение качества речи, расширение словаря, развитие уверенности в себе.
Действия и мероприятия,проводимые в процессе работы над темой.
чтение сказки;
драматизация; настольный театр;
пересказ сказки,рассказа;
рассказ по сюжетной картинке;
сравнительное описание предмета;
работа с моделями;
ТРИ ВИДА МОДЕЛИРОВАНИЯ.
1. Сериационный (повторение сказки, драматизация,предлагаются условные заместители персонажей—круги,квадраты,прямоугольники).
2. Двигательный (более сложный вид; инсценирование сказки, подражание движениям,интонации, мимике).
3. Временно-пространственный. (ст. и подгот. гр.) Ещё более сложный вид. Если раньше было важно,чтобы дети «схватили» тот внешний признак,который выделялся как основной (цвет, размер, то основание,которое является для них отправной точкой для общения,чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Дальше предлагается более сложный признак—не наглядный, а связанный с характером персонажа. Если это добрый персонаж—то он может замещаться светлыми цветами – голубым,розовым,белым,а если—злой,то чёрным. Так постепенно дети знакомятся с «символической «культурой отражённой в сказках
ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
-предметные картинки
-силуэтные изображения
- геометрические фигуры.
Дети рисуют сказку, делят её на эпизоды.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ХАВРОШЕЧКА».
1-расположить на магнитной доске фигурки—заместители персонажей;
2-решить,какая фигура кого будет изображать и почему.
3- разбить сказку на несколько эпизодов. Каждый из них направлен на продолжение сказки.
4- попросить рассказать об эпизоде в 3-й рамочке, 5-й и т. д.
Модель не давала детям забыть последовательность сказки.
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.
Диалогическая речь является наиболее простым видом связной речи. Он представляет собой самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Главная особенность диалога состоит в том, что каждый из его участников то говорит сам, то слушает своего собеседника. При этом само содержание диалога определяется не только первоначальным замыслом каждого его участников, но и характером реплик обоих собеседников. Благодаря таким репликам направление диалога, его содержание, могут существенно изменяться и отклоняться от первоначального замысла.
Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.
Особенности диалогической речи старших дошкольников выявила Н. Ф. Виноградова. К ним относятся:
- неумение правильно строить предложение;
- неумение слушать собеседника;
- неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;
- неумение давать реплики;
- частое отвлечение от поставленного вопроса;
- не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Процесс обучения должен быть для них интересным, занимательным, развивающим.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность.
МНЕМОТЕХНИКА – эффективный метод развития диалогической речи детей старшего возраста.
Словесные игры для развития диалогической речи.
1. Что в мешочке?
В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т. д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. "Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол".
2. Что из чего сделано?
Взрослый (говорит ребенку) : В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? (При обследовании некоторые дети ответили «Из досок».)
Взрослый: Какой стол, если он сделан из дерева?
Дети: Деревянный.
Взрослый: Стакан из стекла?
Дети: Стеклянный.
Взрослый: Ключи из стали? Дети: Стальные и т. д.
3. Кто как работает?
Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.
Взрослый: Что делает врач?
Дети: Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д.
3. Кто как работает?
Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.
Взрослый: Что делает врач?
Дети: Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д.
4. Что я не так сказала?
Взрослый (ребенку). Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. (Ребенок исправляет ошибки.)
5. Придумай предложение.
Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.
Взрослый: «Солнце греет».
Ребенок: «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».
6. Скажи наоборот.
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.
Мама: Я вижу высокий дом.
Ребенок: Я вижу низкий дом.
Мама: У меня острый нож.
Ребенок: У меня тупой нож.
ВЫВОД. Чем раньше мы будем учить рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности к школьному обучениюЛитература.
1. Программа требования к развитию связной речи---От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2014.
2. Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования. —Смышлеева Т. И.
3. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. —Нищеева Н. В. «Детство» Пресс,2009.
4. О чём рассказывают сказки. Венгер Л. А, Венгер А. Л. -М.»Просвещение»,1975.
Воспитатель: ШАЙМЕРДЕНОВА С. Г
Июнь,2016 г.
Спасибо за внимание.