Валентина Нигматуллина
Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность
Оглавление:
1. Введение …2
2. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание дошкольников» …2 - 4
3. Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм нравственно - патриотического воспитания дошкольников… 4 - 5
Публикация «Презентация „Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
4. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность (из опыта работы… 5 - 9
5. Заключение …9 - 10
6. Список информационных источников …11 - 12
7. Приложение…12
1. Введение.
Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.
2. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание дошкольников».
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т. к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:
— в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 3)
— в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п. 1.6.)
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
3. Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и дошкольника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители. Они могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В дошкольном образовании он неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию его креативности, повышению профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
4. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность (из опыта работы).
В своей работе с детьми я активно применяю проектную деятельность как одну из эффективных форм нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Разрешите представить свой педагогический опыт. В феврале этого года мною совместно с воспитанниками старшей и подготовительной группы и их родителями был реализован проект «23 февраля – День Защитника Отечества».
Вид проекта : краткосрочный
Тип проекта : познавательно-творческий, игровой
Форма проекта : групповая
Методы проектной деятельности : Наглядный, игровой, практический, словесный, интерактивный.
Актуальность.
В настоящее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребенка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Практика показывает, что дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей родины – священным домом, а день Защитника Отечества не ассоциируется с вооруженными силами, т. к. в современных семьях подобные вопросы не считают важными и заслуживающими должного внимания. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен. Недостаточный уровень знаний у дошкольников о Российской армии, отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества, отсутствие знаний по этой теме привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.
Цель проекта : Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста, гордости и уважения за Российскую армию, защитников Отечества.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества, расширить представления детей о Российской Армии, о родах войск, о людях военных профессий, военной технике.
2. Развивать коммуникативные навыки детей, развивать и обогащать речь детей, познавательную активность, творческие способности, повышать эрудицию и интеллект.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину в разные периоды её истории.
Для родителей:
- Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
- Привлечение родителей к совместной работе вместе с детьми и педагогами.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Имеют представление о празднике «23 февраля – День защитника Отечества».
- Проявляют интерес и уважение к армии, к защитникам Отечества.
- Стремятся к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.
-Сформируется представление о защитниках земли русской, о Российской армии, желание быть патриотом своей Родины, чувство гордости за свой народ, за армию, Родину.
Для педагогов: самореализация, повышение творческого потенциала, накопление практических навыков проектной деятельности.
Для родителей: Активная работа родителей по патриотическому воспитанию детей в семье.
Этапы работы над проектом.
1 этап – подготовительный:
- Обозначение темы и актуальности проекта, постановка цели и задач, составление перспективного плана работы с детьми и родителями;
- оформление информационного блока в родительском уголке (папка-передвижка «23 февраля», план работы с детьми и родителями, консультация, памятка);
- организация развивающей среды (оформление патриотического уголка по теме проекта, подбор иллюстративного, дидактического материала, организация книжной выставки военной тематики);
-изучение интернет - ресурсов по теме проекта.
2 этап – Организационно-практический.
Формы совместной деятельности с детьми :
- организованная образовательная деятельность;
- просмотр презентации;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация);
- утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры);
- беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворения, пословиц, прослушивание и разучивание песни.
3 этап – Заключительный.
Продукты проектной деятельности :
- выставка поделок «Папа может!»;
- стенд «Лучше папы (деда) друга нет»;
- армейский фотоальбом «Мой папа (дед, дядя) в армии служил»;
- спортивный праздник «Будем в армии служить!».
Результативность проекта :
- В результате проделанной работы у детей появился интерес к армии, уважение к защитникам Отечества, повысился уровень интеллектуального развития, физических качеств, появилось желание стать сильными, ловкими, выносливыми, желание стать в будущем надёжными защитниками своего Отечества.
- Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии.
- Расширился словарный запас детей: стали называть значительное количество родов войск и военных профессии.
- Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями.
5. Заключение.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания я считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :
- я имела возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имели возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно - патриотического воспитания детей;
- дети организовывались в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволил сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Таким образом, планомерная, систематическая работа в условиях дошкольной образовательной организации, использование разнообразных средств воспитания, отбор содержания образовательной деятельности, общие усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дали положительные результаты и способствует привитию священного чувства любви к Родине, гордости за свой народ, истории своей страны.
Особое значение приобретает так же совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного места. Свою любовь к Родине, представление о том, чем она знаменита, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе педагоги и родители дома передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
6. Список литературы и информационных источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155.
-Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методические рекомендации
–М. :ЦГЛ, 2005.-205 с.
- Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду : для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макарова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
- Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому
воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
- Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного
дошкольного образовательного учреждения https://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
- Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
- интернет-ресурсы: https://www.maam.ru, https://nsportal.ru, https://infourok.ru и т. д
7. Приложение
- Презентация к докладу