Светлана Мельникова
Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»
Актуальность выбранной темы
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Публикация «Самообразование „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель:
формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, гроду, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.
Задачи:
Образовательные задачи:
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
-формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
-формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Развивающие:
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
-развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей корен-ных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
Воспитательные :
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Всё это определило следующие задачи:
- Изучить возможности формирования патриотических чувств и развитие нравст-венности через комплекс мероприятий, пронизывая все виды деятельности.
-Создать условия для формирования у детей потребности участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, ее гражданином.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические вы-ходы
Изучение методиче-ской лите-ратуры Сентябрь - май 1. Алешина Н. В. «Патриотиче-ское воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Сухомлинский В. А. «Как вос-питать настоящего человека»
3. Ушакова З. П. «Истоки патрио-тизма в семье».
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Програм-ма нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Ривина Е. К. «Знако-мим дошкольников с семьёй и ро-дословной»
6. «Я, ты, мы», «Как себя вес-ти» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стер-кина)
7. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
Статьи:
1. Дмитриева Э. А. «Патриотиче-ское воспитание в ДОУ»
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание до-школьников»
3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду».
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе дет-ского сада «Моя Родина – Россия».
Экскурсия в МОУ СОШ № 34 г. Тихорецка.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Стенд «Моя Родина – Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего го-рода".
Ноябрь Ознакомление с символикой Рос-сии,
родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей. Выставка работ
детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и тра-дициями русского народа.
Развлечение «При-шла коляда, отворяй ворота».
Февраль ООД «Главные праздники Рос-сии».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Спортивный празд-ник, посвящённый Дню защитника Оте-чества.
Март Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Подарок ма-ме».
Апрель Краткосрочный проект «Космос».
Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ дет-ского творчества «Космос глазами де-тей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню По-беды. ООД, посвящённая Дню Победы.
Сентябрь - май Чтение художественной литерату-ры детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в го-роде»
Октябрь Консультация «Воспитание
маленького гражданина».
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль Участие в акции «Покорите птиц зимой». Конкурс кормушек.
Март Подготовка к Международному женскому дню 8 Марта. Выставка работ, вы-полненных бабуш-ками и мамами вос-питанников.
Апрель Работа по благоустройству терри-тории детского сада.
Май Консультация «Воспитание пат-риотических чувств у дошкольни-ка».
Самореа-лизация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «При-шла Кояда, отворяй ворота!».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на пед-совете.
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.