Лилия Васильевна Доронина
Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволяет принимать любые поступки, основываясь на совести (внутреннем голосе).
Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу. Его традициям.
Публикация «Опыт работы ДОУ „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Следовательно, нравственно-патриотическое воспитание – это совокупность мер, направленных на формирование зачатков единых ценностей у ребенка и его семьи как у членов общества.
Задачи нравственно-патриотического воспитания общеизвестны-
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому, детскому саду, городу, стране;
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. Воспитание уважения к труду;
4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам, к культурному наследию своего народа;
5. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа;
6. Расширение представлений о городах России;
7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
8. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В работающей системе есть взаимосвязанные компоненты. Так, в ДОУ, это субъекты образовательных отношений (педагоги, дети, родители). Их взаимодействие даёт результаты в совместной деятельности.
Это патриотические мероприятия, спортивные праздники, совместные досуги, музыкальные, литературные гостиные и др.
В нашем ДОУ за последнее время проведены следующие мероприятия.
Это мероприятия, посвященные Дню России (мы проводили в условиях работы дежурных групп). Совместная работа воспитателей с детьми и педагогов дополнительного образования.
Исполнение песен о России и танцев, создание и размещение на сайте ДОУ видеоклипа к 12 июня.
о введения ограничительных мер - проведены творческие досуги в группах с родителями к 25 Января - Дню освобождения Воронежа. Результатом такого досуга стала стенгазета.
Проведены тематические спортивные праздники к 23 февраля с родителями.
Выставки, посвященные памятным датам родного города (это совместная работа воспитателей, педагогов дополнительного образования, детей и родителей).
Мероприяия по приобщению детей к истокам русской народной культуры- Колядки.
Работа ИБЦ-информационно-библиотечном центре – знакомство с историей матрешки.
Организованы выставка на тему «Воспитание сказкой», поскольку сказка - это великая духовная культура народа, раскрывающая тысячелетнюю историю и вскрывающая достоинства и недостатки (что дети старались отразить в своих рисунках с ПДО по ИЗО).
Возможности ИБЦ позволили нам провести виртуальную экскурсию на тему «Русская изба», окунуться в прошлое, прочувствовать жизнь и быт людей того времени. Чтобы избежать клипового восприятия (когда дети пропускают информацию мимо ушей, старались продемонстрировать некоторые вещи в натуре, дать потрогать, сделать экскурсию интерактивной.
Все педагоги под руководством старшего воспитателя оформили выставку "Русский быт"
Провели анкетирование родителей по вопросам нравственного воспитания. Результаты анкетирования родителей по нравственно-патриотическому воспитанию отразили по наиболее важным вопросам в диаграмме.
Анкетирование показало, что 90% родителей считают возможность нравственно-патриотического воспитания в саду.
Целью патриотического воспитания родители отметили – привитие уважения к людям своей страны (30%) – в основном это были ответы по участникам в Вов.
45%- расширение представлений о родной земле, столице, городах.
Знакомство с историческим прошлым и воспитание морально эстетических качеств и норм поведения – меньший процент. Ответили, что это возможно в более старшем возрасте (в школе).
Как оказалось, проблема родословной не актуальна для большинства, а вот семейные торжества, традиции, дни рождения, семейные застолья очень популярны. Именно за столом, ответили опрошенные, происходит культурная передача опыта, обмен мнениями, рассказы о героях войны.
Мы, ссылаясь на эту мысль, решили провести в саду смотры-конкурсы групп на тему «Русская кухня».
Ведь «Кухня» - это совокупность традиций, рецептов, обусловленных историческими, географическими, культурными условиями.
Дети совместно с родителями с большим удовольствием готовили русские блюда, приносили свои рецепты и фотоотчеты в детский сад. Они познакомились с многобразием русских супов (щи, рассольник, солянка, уха, ботвинья, окрошка, мучных изделий (блины, пироги, оладьи, калачи, кулебяка, ватрушка, каравай, курник) и многое другое.
Наши педагоги оформили стенгазеты «Русская кухня»
,
«Готовим вместе с мамой»
сделали книги о вкусной и здоровой пище с рецептами русских блюд, папки –передвижки, оформили уголки русской кухни в группах и приемной. Подготовили стихи о русской кухне.
Таким образом, дети совместно с родителями получили много удовольствия от кулинарного творчества и узнали новое из нашей истории. Получили возможность экспериментировать, отметили для себя, что нудно кушать не только в пиццерии, но и дома.
Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников планируем продолжать с участием всех субъектов образовательных отношений.