Наталия Вшивцева
Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Обмен опытом на педсовете „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Я расскажу, как я реализую раздел «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» основной общеобразовательной программы.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.» (А. С. Макаренко)
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Цель нравственно-патриотического воспитания в детском саду : Способствовать воспитанию гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране.
Формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.
Расширение представлений о городах России.
Знакомство с символикой нашего государства (флагом, гербом, гимном) и со столицей Москвой.
Формирование элементарных знаний о правах человека.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с семьей.
2. Знакомство с родным городом Нолинском, его историей.
3. Знакомство с родной природой.
4. Знакомство с Россией, ее государственной символикой, со столицей Москвой.
5. Знакомство с детским садом
Методическое сопровождение:
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:- в холле оборудовали стенд «Моя страна», есть альбом «Мой город», дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др. ; папки: «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», играем в сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Космос», «На флоте» и др. ; есть художественная литература, фотографии, иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др
Работа с детьми:
Мир ребенка начинается с семьи, семья и родители – самые близкие люди для ребенка. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична.
Любовь в Родине начинается у детей с любви к своей малой Родине –нашему городу Нолинску. Знакомство с ним, с его историей. Достопримечательностями города- старая церковь, памятник артисту Б. Чиркову, музей, наша красавица матрешка, наш вкусный нолинский пряник….
Природа родного края - это красота, которая воспевается нашими нолинскими поэтами и рисуется нашими нолинскими художниками.
А мои дети очень любят гулять на природе.
Знакомлю детей с государством – Россией, ее символами, со столицей нашей родины - городом Москва.
Мои дети очень любят наш детский сад «Солнышко»
Мы играем в ПДД и знакомимся с правилами. Участвовали в акции по ПДД.
Участвуем в проекте Посткроссинг, знакомимся с другими городами и у нас уже много друзей из других городов России.
Создали в группе мини-музей Магнитик.
Участвуем в акции: Белый цветок
В конкурсах –«Подарок к дню Пожилых людей», «Открытка ветерану», «Вместе с СН», «Письмо ветерану» и др.
Провожу каждый год с детьми НОД к Дню Народного Единства и НОД по правам ребенка.
Мы с детьми весной участвовали в посадке яблонь – Сады Победы.
Мои дети любят показывать театры и родителям и детям других групп.
Дети участвуют и на родительских собраниях.
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, я поставила цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Родители с детьми принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», «Земля наш общий дом», «Красота Божьего мира», «Кормушка своими руками», «Вкусный блин» и др. При знакомстве детей с трудом взрослых привожу наглядные примеры детям, которые способствуют у них формированию положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города. Наши родители сняли о своей профессии фильмы, которые дети с удовольствием смотрят.
Рассказы, беседы на тему, чем прославились в детском саду родители детей - тоже очень нравятся детям. Наши родители сделали прекрасные уголки для родителей в раздевалке, красивый уголок Творчества, мамы и бабушки каждую весну приносят рассаду цветов, папы посадили на территории детского сада сирень. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Ежегодно принимаем участие в районных, городских и детсадовских конкурсах: конкурс чтецов, «День космонавтики», «Пасхальное яйцо», «Портрет мамы» и др.
Духовно-нравственное воспитание прививается детям через народные праздники : осенью - «Золотая осень», «Осенины», «День матери»; зимой - «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица» ,конкурс «Вкусный блин»; весной - «Наши любимые мамы», «Папа, мама и я –спортивная семья», «День Победы», лето - «Вечер подвижных игр с родителями» и другие
Экскурсионные маршруты: в музеи, в библиотеку, к школе, к переходу. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы дети старшей и подготовительной групп ходят к мемориалу «Вечный огонь», чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. Участвуем в Бессмертном полку.
Организуя работу по патриотическому воспитанию я знакомлю детей и с современными событиями – у нас в саду каждый год проходят «Малые олимпийские игры». Олимпиада в Сочи - 2014 войдет в историю – дети испытывают гордость за наших спортсменов, за нашу страну. Проведение мероприятий способствует нравственному формированию личности, в результате которой возникают коллективные отношения между детьми. В игре моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки. Мы участвуем в Лыжне России.
Родители любят нам показывать кукольные театры.
А еще мы делали народную куклу Крупеничку дети и родители вместе.
Родители проявляют активность и заинтересованность к совместной работе. Участвуют в фотовыставках «Моя семья», «Летний отдых семьи», в проекте «Герб семьи».
Но у нас есть перспектива:
Создание и реализация проекта «Наши имена» и продолжить оснащение в группе методическими и игровыми пособиями по данной теме.