Александра Илюшина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
• Формирование основ гражданского самосознания и любви к Родине, ощущения причастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества.
• Развитие познавательных интересов, обеспечение возможности самостоятельной интересной познавательной деятельности.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Проект „День Победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
• Вовлечение родителей в процесс нравственно - патриотического воспитания детей (на правах партнерского взаимодействия)
Предполагаемый результат проекта:
Дети проявляют активный познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны, к событиям Великой Отечественной войны, уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам Отечества.
Родители, осознают важность патриотического воспитания ребенка, активно и заинтересованно участвуют в реализации проекта, совместно с ребенком внося свой вклад в каждый этап проекта.
Воспитатели осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.
Партнеры проекта.
Реализация проекта предполагает сотрудничество:
с родительской общественностью;
музеем «Боевой славы» МОУ СОШ №22;
с библиотекой им. Шукшина.
Целевая аудитория:
• воспитатели;
• дети подготовительной группы;
• родители воспитанников
Вид проекта: информационно - творческий
Срок реализации проекта: краткосрочный 20 апреля – 8 мая 2015 года
Толчком к зарождению проекта послужило приближение великого события в истории нашей страны – 70–летия Победы. Дети и родители проявили искренний интерес к этой знаменательной дате.
В ходе вводной беседы о празднике Победы, у детей появилось желание как можно больше узнать о событиях войны. Мы решили совершить виртуальный марш – бросок по городам – героям. Так родился наш проект "День Победы», в ходе которого дети знакомились с героическим прошлым нашей Родины.
На силуэтной карте страны, сделанной родителями воспитанников, в течение всего проекта, мы отмечали флажком города – герои, в которых "побывали" дети.
Тема Великой Отечественной войны и Победы нашего народа затрагивалась во всех видах детской деятельности. Большое внимание при этом уделялось интеграции образовательных областей (познавательного развития, физического развития, социально – коммуникативного развития, речевого развития, художественно – эстетического развития).
В процессе реализации проекта возникла мысль о создании Книги памяти. Каждый ребенок совместно с родителями оформил страницу этой Книги. На странице был представлен небольшой рассказ ребенка о своем прадедушке или прабабушке, записанный родителями. Рассказ оформлен детским рисунком о военном прошлом своего близкого. Создание семейной страницы помогло ребенку почувствовать гордость родителей за подвиг деда. А когда дети рассматривали страницы сами, то уже в их рассказе о своем дедушке сквозила неподдельная гордость.
Большой вклад в развитие проекта внесло создание группового мини – музея боевой славы. Дети вместе с родителями разыскивали в домашних архивах и у родственников подходящие экспонаты для музея. Помещая свой экспонат в музей, каждый ребенок рассказывал о нем.
Яркое впечатление у детей оставило посещение школьного музея боевой славы, где они смогли прикоснуться руками к настоящему оружию времен Великой Отечественной войны.
Совместно с родителями было подготовлено и показано детям несколько презентаций "Дети - герои", "Блокадный Ленинград", "Оборона Севастополя», «Защитники Брестской крепости" и др.
По предложению дедушки одного из воспитанников, родители собрали альбом «Бессмертный полк» с фотографиями своих родственников, участников ВОВ, в который помимо фотографий вошли письма фронтовиков.
Была оформлена стенгазета «Спасибо бабушке и деду за их Великую победу».
Накануне празднования Дня Победы была организована встреча с бабушкой одного из воспитанников, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны. Гостья вспоминала, как ей запомнилось начало ВОВ, учёба в годы войны, день Победы и трудные послевоенные годы. Дети настолько прониклись рассказом свидетеля тех страшных событий, что и после окончания встречи подходили, задавали вопросы. В заключение встречи, дети вручили бабушке памятные сувениры, сделанные своими руками.
По рекомендации воспитателя, родители в выходные дни посещали мемориал «Горьковчане – фронту», мемориальный комплекс в честь горьковчан, павших в Великую Отечественную войну и Вечный огонь в Кремле.
Полученные впечатления дети отражали в своих рисунках.
Завершился проект ярким, эмоциональным детским праздником, посвященным Дню Победы.
Проведенная целенаправленная работа по формированию основ гражданского самосознания и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность дала положительные результаты. Она позволила создать естественную ситуацию общения и практического творческого взаимодействия детей и взрослых. У детей зародился интерес к истории нашей страны, появилось уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам Отечества.
Анкетирование родителей подтвердило эффективность работы над проектом. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о событиях ВОВ, но и признали, что сами стали больше интересоваться историей ВОВ. Данный проект, по мнению родителей, сблизил их с ребенком, так как возникало много интересных тем для общения.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее продуктивным, так как он обеспечивает развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности детей в обучении.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
1. Выявление первоначальных представлений детей о войне, о Дне Победы.
2. Информирование родителей о предстоящем проекте.
3. Разработка дидактического материала по теме:
- подбор иллюстративного материала;
- подбор стихов, загадок, песен;
- подбор презентаций;
- подбор мультфильмов;
- оформление папка – передвижки «День Победы»
4. Проведение консультаций для родителей:
- «Что рассказать ребенку о войне»,
- «Как знакомить детей с героическим прошлым нашей страны».
Основной этап:
1. Речевое развитие:
1.1. Беседы:
Цикл бесед о городах – героях, «От богатырей до солдат Российской Армии», «Великая Отечественная война», «Дети – герои ВОВ», «Памятники участникам ВОВ в нашем городе», «Награды Родины», «Блокада Ленинграда», «Праздник «День Победы».
1.2. Дидактические игры:
«Назови рода войск», «Чья форма», «Кому, что нужно?», «Что для чего» (закрепление знаний детей о предназначении предметов воинского снаряжения, «Доскажи словечко» (военные профессии).
1.3. Чтение художественной литературы:
К. Паустовский «Стальное колечко». Ю. Корольков «Леня Голиков», Б. Алмазов «Горбушка», А. Митяев «Землянка», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», Е. Благинина «Шинель»
1.4. Чтение и заучивание стихотворений о ВОВ, героях, Победе:
С. Михалков «Победой кончилась война», Н. Найдёнова "Пусть будет мир", А. Усачев «Что такое День Победы?», Т. Белозёров "День Победы".
2. Социально – коммуникативное развитие:
2.1. Коммуникативные игры:
«Парашюты», «Доставь патроны», «Кто быстрее соберет автомат», «Перевяжи раненного», «Кто самый меткий», «Чей отряд быстрее посадит самолеты»
2.2. Сюжетно – ролевые игры:
«Разведчики», «Мы - военные», «Моряки», «Госпиталь», «На границе», «Летчики»
2.3. Экскурсии:
В музей «Боевой славы» МОУ СОШ №22
В библиотеку им. Шукшина для участия в литературной акции «Во славу Отечества»
3. Физическое развитие:
3.1. Подвижные игры и упражнения:
«Перехватчики», «Разведка», «Крепость», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок», «Салют», «Парад войск»
3.2. Эстафеты:
«Доставь донесение», «Полоса препятствий», «Кто быстрее соберет посылку на фронт»
4. Познавательное развитие:
4.1. НОД
«Вставай, страна огромная», «Война и дети», «Города – герои», «Этот День Победы»
4.2. Рассматривание фотографий памятников бойцам ВОВ, иллюстраций и фотографий с полей сражений
4.3. Рассматривание альбомов:
«Великая Отечественная война», Города – герои», «Дети - герои войны», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника»
4.4. Просмотр мультфильмов, презентаций и клипов:
«Война в фотографиях», «Дети Войны», «Василёк», «Воспоминание», «Гимн Победы», «Главный праздник», «Сильные духом крепче стены»
5. Художественно – эстетическое развитие:
5.1 Продуктивная деятельность – рисование:
НОД «Салют Победы», «Все на борьбу с врагом», «Парад Победы»
5.2. Продуктивная деятельность – лепка:
«Самолеты», «Танки»
5.3. Продуктивная деятельность – аппликация:
НОД «Открытка для ветерана», «Праздничный салют» (коллективная работа, НОД аппликация с элементами конструирования «Фронтовые письма – треугольники»
5.4. Конструирование:
НОД «Гвоздики к Вечному огню» (из салфеток)
5.5. Слушание песен ВОВ:
«Синий платочек» муз. Е. Петерсбурского, сл. Я. Галицкого, «В землянке» муз. К. Листова, стихи А. Суркова, «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонов, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача
5.6. Пение (разучивание песен):
«В землянке» (1 куплет) муз. К. Листова, стихи А. Суркова, «Три танкиста» (1 куплет, муз. Братьев Покрасс, сл. Бориса Ласкина, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
5.7. Музыкально – ритмические движения (танцы):
«Птицы белые», «Яблочко», «Смуглянка».
Заключительный этап
Продукты проектной деятельности:
- Книга памяти
- Мини - музей
- Альбом «Бессмертный полк» с фотографиями
- Выставка рисунков «Война глазами детей»
- Стенгазета «Спасибо бабушке и деду за их Великую победу»;
- Викторина среди детей подготовительных групп;
- Праздник «9 Мая».
Данный опыт реализации проекта может быть использован любым педагогом без исключения, независимо от стажа работы и квалификационной категории.