Людмила Моисеева
Кабинет учителя-дефектолога — залог успешного обучения дошкольника с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Кабинет учителя-дефектолога предназначен для фронтальных и индивидуальных занятий с детьми. Здесь созданы условия для системного развития возможностей ребёнка в целях обогащения его социального опыта и развития психических функций.
В нем проходит осуществление образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала и т. д, диагностическое, взаимодействие с семьями воспитанников.
Публикация «Кабинет учителя-дефектолога — залог успешного обучения дошкольника с ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
2 слайд:
Цель: обеспечение специализированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями в развитии:
- Консультативно-диагностической
- Коррекционно-образовательной
- Коррекционно-воспитательной
3 слайд:
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете
учителя-дефектолога в соответствии с образовательной программой должны обеспечивать:
- Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- Двигательную активность, в том числе крупной и мелкой моторики;
- Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Возможность самовыражения детей.
4 слайд:
Создание и обновление предметно-развивающей среды
Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для фронтальных и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда дефектологического кабинета проектируется в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства, а именно:
- Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, проведена пожарная сигнализация. Окна снабжены жалюзи, позволяющих защитить от прямых солнечных лучей глаза воспитанников. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели естественных тонов;
- Мобильность: дидактические пособия, легко снимаются и переносятся, детские столы отодвигаются, пространство кабинета динамично, хоть и не большое;
- Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны в зависимости от возраста детей, задач обучения; дидактические пособия (детали для макетов, раскладные книги, ширмы, лэпбуки и др.) переносятся, заменяются (при другом применении дополняются, расширяются возможности в применении).
- Доступность: игровой материал, дидактические пособия расположены так чтобы было легко достать, материал и документация дефектолога – в закрытых шкафах;
- Системность: материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная папка или полочка;
- Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких экологичных материалов, эстетично оформлены.
5 слайд:
Кабинет условно можно разделить на несколько зон, в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога:
1. Учебная зона - обеспечивает место проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий (учебная зона для детей дошкольного возраста и для детей младшего школьного возраста).
2. Двигательная и игровая зона - обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных, релаксационных упражнений и игр, а также используется для чередования работы за партой и упражнений на ковре.
3. Методическая зона - оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности дефектолога, учебными и развивающими программами, нормативными документами, текущей документации дефектолога.
4. Диагностическая зона - оснащена специализированным инструментарием, направленным на обследование уровня развития познавательных процессов дошкольников.
5. Коррекционно-развивающая зона - содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактические, раздаточные, аудио и видеоматериалы, ТСО и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей. Коррекционно-развивающая зона включает:
- развитие мелкой моторики;
- развитие познавательных процессов;
- развитие математических представлений; ТСО.
6-7-8 слайды:
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета в соответствии ФГОС ДО:
При создании развивающего пространства в своем кабинете, учитывала все принципы построения предметно-развивающей среды, а также основного для ребенка вида деятельности – игры.
Учитывая, что в наша группа для детей с ЗПР, большая часть пособий хранятся в закрытых шкафах и коробках. Никаких выставок на стенах и столах на уровне глаз детей. Чтобы ничто не отвлекало ребёнка от предлагаемых нами игр, у нас же коррекционный процесс.
Игры с мячом — незаменимое средство конечно в коррекционной педагогике. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта и речи. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.
Кубики - самые разные. Мы знаем, что они - не только для конструирования. Мощнейшее пособие для развития коммуникации, социализации, понимания символов, процессов всех видов мышления в целом, понимание сенсорных эталонов. Кубики - на количество и счёт. Кубики с цветными гранями и геометрическими фигурами. Разной величины и фактуры.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
В большом органайзере собраны плоские фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Они выполнены в разных цветах и отличаются маленькими размерами. Из этих элементов можно собрать разные рисунки. Их используют в качестве счетного материала.
Различный раздаточный материал - предмет вечного поиска и собирательства, все это наши помощники.
Комод учителя-дефектолога профессиональный развивающий комплекс, который предназначен для проведения занятий с детьми, в том числе, детьми с ОВЗ.
Различные игры на развитие слухового, зрительного восприятия, речевого дыхания, мышления, внимания - «Найди такой же по звучанию», «Кто спрятался за шторкой?» и т. д.
Документация кабинета
Должностная инструкция учителя-дефектолога
Инструкция по охране жизни и здоровья детей
Инструкция по охране труда
Журнал посещаемость
Рабочая программа
Календарный план коррекционно-образовательной работы
Перспективный план коррекционно-образовательной работы
Расписание НОД
Педагогическая диагностика
Папка по самообразованию
Паспорт группы
Перспектива развития развивающей предметно-пространственной среды кабинета
Создать условия для игровой деятельности, консультационную зону, пополнить диагностический материал, изготовить дополнительный дидактический материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам, пополнить технические средства обучения (ТСО, устройства, помогающие обеспечивать дошкольников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.