Ксения Гребенюк
Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек, не адаптированный к условиям жизни, постоянно испытывающий эмоциональный дискомфорт или тревогу, часто болеет. Почему так происходит и что такое психологическое здоровья человека?
Психологическое здоровье – состояние личности, которое характеризуется гармоничными взаимоотношениями с окружающими, самим собой, и наличием активной жизненной позиции (потребность в саморазвитии и самореализации).
Публикация «Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Изменение условий современного мира приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному: занятость родителей, большой объем информации, поступающий на подсознательном уровне (рекламные щиты, телевизор, компьютер, работающие как фон, большое количество информации агрессивного характера, изменение духовных ценностей современного мира, загруженность детей с раннего возраста. Сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.
Основной целью взрослых для сохранения психологического здоровья детей является создание условий для того, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим. Чтобы работать с подрастающим поколением, педагог должен идти в ногу с современными тенденциями.
Для поддержания и укрепления психологического здоровья детей, я использую различные технологии:
- психогимнастические этюды;
- дыхательные упражнения;
- игры на снятие психоэмоционального напряжения, массажи и самомассажи;
- релаксационные упражнения;
- арттерапия, музыкотерапия, песочная терапия,
- кинезиологические игры и упражнения.
Психогимнастические этюды
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики: игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы. В процессе обучения я часто использую такие этюды, как «Насос и мяч», «Сломанная кукла», «Слушай хлопки!», «Четыре стихии», «Запомни движения», «В магазине зеркал», «Штанга» и др.
Игры на снятие психоэмоционального напряжения; массажи, самомассажи.
Игры на снятие психоэмоционального напряжения способствуют восстановлению эмоционального равновесия, снижению агрессии, повышению уверенности: «Динозаврики», «Обзывалки», «Шалтай-Болтай», «Муравей», «Мороженое», «Поймай бабочку» и др.
Релаксационные упражнения.
Нередко мы обращаем внимание, что ребенок становится несобранным, излишне активным, или напротив замкнутым, робким, или агрессивным, плаксивым. Это связано с внутренним психо – эмоциональным напряжением. Снизить уровень напряжения, помочь ребенку стать более уравновешенным и радостным помогают релаксационные упражнения. Например: «Путешествие на голубую звезду», «Росток», «Полет птицы», «Порхание бабочки» и др.
Музыкотерапия.
Как известно музыка оказывает целительное воздействие на психологическое состояние человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей, она способствует воспитанию таких качеств личности, как доброта, отзывчивость, желание помочь людям.
В интегрированной деятельности с музыкальным руководителем нами ведется работа в трех направлениях: социально – коммуникативное развитие, эмоционально – личностное развитие, оздоровительные технологии. К каждому направлению подобраны и составлены игры и упражнения. Вот некоторые из них: «Эмоции и музыка», «Поймай мой взгляд», «Отгадай кто», «Массаж по кругу» и др
Сказкотерапия.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Песочная терапия.
Взаимодействие с песком способствует регуляции мышечного напряжения, расслаблению, снятию психоэмоционального напряжения, развитию тактильной чувствительности, воображения, произвольности. Использование подгрупповой формы работы в песочнице помимо вышеперечисленных целей, способствует формированию навыков взаимодействия между детьми.
Кинезиологические игры и упражнения.
Привлекательность этого метода работы с дошкольниками заключается в том, что развитие как ВПФ, так и эмоционально – волевых качеств детей происходит через интересные и необычные двигательные упражнения. Использую кинезиологию для синхронизации работы полушарий; развития мелкой моторики; развития памяти, внимания, речи, мышления; снижения утомляемости, формирования произвольного контроля; повышения стрессоустойчивости. Включаю эти упражнения в занятия с дошкольниками, в работу с педагогическим коллективом и родителями - обучаю их играм по развитию детей и упражнениям на повышения стрессоустойчивости.