юлия Школа
Мнемотехника — как технология в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.
Память – это входные ворота интеллекта.
Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, несовершенно мышление, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому видя такое положение мы стали искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Публикация «Мнемотехника — как технология в образовательном процессе» размещена в разделах
Слайд Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.
Слайд Образовательная технология мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Данная технология органично встраивается в воспитательно- образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей.
Слайд Цель: Овладение основными культурными способами деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность
Задачи мнемотехники :
• Совершенствовать восприятие, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
• формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
• стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;
• способствовать запоминанию любой информации.
Слайд Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
• 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
• 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Слайд Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам
слайд Мнемоквадраты
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы : ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения заменяются графическим изображением : лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.
Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Использование для закрепления правил
Слайд Алгоритм работы с мнемоквадратам
1. Это введение символов.
2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
3. Введение отрицаний.
4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
5. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Слайд Мнемодорожка также несет информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы приложения. Условных обозначений характерных для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п. (слайд)
слайдВ начале работы дети испытывают некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются односложными. Чтобы сложностей было меньше в программу необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. (слайд)
слайдЗаслуживает внимания использование мнемодорожек во время опытно- экспериментальной деятельности, дети обобщают полученную информацию, учатся анализировать и обобщать сведения. Совместно с педагогом дети рассуждают о том, что интересного они узнали? Что нового они могут рассказать друзьям по результатам проведенных исследований.
Слайд Мнемотаблицы
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.
слайдМнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
слайдПри заучивании текста песен:.
слайдМнемосхемы в работе по изобразительной деятельности : образец рисования предметов, опорные картинки в таблицах позволяют запомнить происхождение и название промыслов, жанры искусства.
слайдАлгоритм работы.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразо-вание из абстрактных символов в образы.
3. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
4. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:
• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток
• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.
слайдЧтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Слайд Таким образом, использование методов мнемотехники :
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.