Елена Иванова
История и применение мнемотехники на логопедических занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Притча.
В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, и засыпало дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его огромном доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где погиб под развалинами. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии, он вышел из дома, и давольно легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, следуя которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Публикация «История и применение мнемотехники на логопедических занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.
Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон, к которому подобраны ассоциации.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальной технологией. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Проблемы в речи детей:
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Часто употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логики в своих утверждениях и выводах.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
-Плохое звукопроизношение.
Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»»)
2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Отличительные особенности технологии:
-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
-приемы запоминания индивидуализированы;
-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление.
- зрительную и слуховую память.
- зрительное и слуховое внимание.
- воображение.
Цель обучения:
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Предварительная работа:
- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
- раздаточный материал;
- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в своей работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы использую для :
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, трава зеленая.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение рисуется схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1. Рассматривание таблицы и понимание того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы, знаки.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
С задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется отлично.
Положительные стороны занятий мнемотехникой :
- развитие визуального мышления;
- устойчивое внимание (способность к длительной концентрации);
- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
Итак, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов:
• у детей увеличились знания об окружающем мире;
• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появился интерес к стихотворениям;
• словарный запас значительно пополнился;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся спокойно держаться перед аудиторией.