Ирина Япончинцева
Интеграция в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция в образовательном процессе ДОУ является одним из важных направлений для реализации ФГОС ДО.
Интегрированное направление в процессе обучения способствует более глубокому пониманию и осмыслению детьми учебного материала. Благодаря таким занятиям у детей создаётся единая, целостная картина мира. Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы. (Интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса.) Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности, в интересной игровой форме обогащается его активный словарь, развиваются коммуникативные умения. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка и его образного мышления. Именно процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту детей с окружающим миром.
Публикация «Интеграция в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы;
• эмоционально развивают и раскрепощают детей, способствуют их активному восприятию;
• углубляют представление о понятиях, закономерностях, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Одним из доступных и эффективных направлений интегрированной деятельности, способствующей развитию личности ребёнка - дошкольника, является логоритмика.
Почему логоритмика? Логоритмика — это синтез музыки, движения и слова (интеграция трёх образовательных областей : «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»). Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение образовательных, коррекционно-развивающих и оздоровительных задач. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал, стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Логоритмика позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей детей.
Так как логоритмика – это интегративный процесс, то хочется обратить внимание на роль педагогов в этом процессе. При развитии неречевого слуха логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель развивают слуховое внимание, восприятие и память детей. Так, например, инструктор по физической культуре может решать поставленные задачи, используя следующее задание: «Угадай, что делать?» (громкий хлопок – поднять руки, тихий – опустить). Воспитатель может проводить игры типа «Что шумит?» (учит отгадывать, каким предметом произведен звук, закрепляет навыки дифференциации звуков речи, включая задания логопеда во все виды детской деятельности. Во время ходьбы педагоги, могут использовать четверостишия из песен, потешки, упражнения: ходьба с остановками (смена направления); чередование напряжения и расслабления мышц рук; упражнения на релаксацию, пальчиковую гимнастику, игры и упражнения с предметами, которые также могут сопровождаться чтением короткого стихотворения.
Повторение одного и того же материала педагогами на разных предметных занятиях, способствует не только его закреплению и усвоению, но и раскрепощению детей, что в свою очередь помогает им активно и непринуждённо воспринимать новый учебный материал. Так же, благодаря тому, что большинство логоритмических упражнений способствует психофизическому развитию детей, то логоритмическую работу целесообразно проводить и в течение дня:
*Утренняя гимнастика с речёвками и звукоподражаниями;
*Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к образовательной деятельности;
* Речевые игры перед едой;
*Динамические паузы;
* Физкультурные театрализации с использованием речевого материала;
* Подвижные игры с пением (на прогулке);
* Игры малой подвижности (в группе).
Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей дошкольного возраста настолько велика, что необходимо вводить её в практику не только как средство коррекции, но, прежде всего, как средство профилактики речевых психофизических нарушений у дошкольников.