Наиля Садриева
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»
Садриева Наиля Фаукатовна Воспитатель детского сада №36
Введение
В мире есть лишь две абсолютные ценности:
чистая совесть и здоровье.
Здоровье – неоценимое счастье для каждого человека то, о чем многие вспоминают, к сожалению, только тогда, когда его теряют.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Существует более 100 различных определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезни. В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие человека.
Принято считать, что на состояние здоровья человека влияют следующие факторы: наследственность (20%, окружающая среда (20%, уровень медицинской помощи (10%) и образ жизни (50%).Поэтому неслучайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья населения, воспитанию здорового образа жизни у разных возрастных групп.
Формированию здорового образа жизни не могут способствовать только знания, они должны преобразовываться в личные смыслы, а затем, при осознании их, в ценности. Именно ценность здоровья в сознании человека будет определять выбор здоровьесберегающих способов удовлетворения своих потребностей. Золотым правилом ЗОЖ является «мудрость умеренности». Здоровый образ жизни включает в себя и здоровый образ мыслей.
Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что за последние 10 лет число детей с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время посещения детского сада в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Директор Научного Центра здоровья детей РАМН, академик А. А. Баранов заявляет: «Состояние здоровья детей в настоящее время следует рассматриватькак угрожающее национальной безопасности страны». Все это и позволило определиться с темой научно-практической работы: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО»
Объектом исследования является образовательный процесс в детском саду.
Предметом исследования выступают здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.
Гипотеза данного исследования основывается на предположении о том, что эффективность комплексного плана по оздоровлению дошкольников, будет достигнута, если он строится на данных индивидуальной осведомленности детей о здоровье, а так же на использовании современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, динамическом контроле за их эффективностью.
Цель исследования – определить уровень осведомленности детей и родителей о здоровом образе жизни, выявить закономерности организации здоровьесберегающего образовательного процесса, а также раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий.
Также были выделены следующие задачи исследования:
-Изучить научную, публицистическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
-Раскрыть сущность понятия здоровья и определить его факторы.
-Дать характеристику понятия здорового образа жизни.
-Разработать и провести мероприятия, которые помогут привить у дошкольников заботу о своем здоровье.
-Обобщить результаты исследования.
В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.
Работа состоит из введения, основного раздела, заключения, списка использованной литературы и приложений.
II. Основная часть
1. Общая характеристика здорового образа жизни.
Понятие ЗОЖ (Здоровый образ жизни) является одним из основных производных понятия «здоровье».
Образ жизни отдельного человека представляет собой совокупность элементов социально типичного и индивидуального неповторимого в поведении, общении и складе мышления.
В. П. Петленко выделяет следующие потребности:
Витальные потребности, социальные потребности, познавательные потребности, потребность в вооруженности
Если нет воли, удовлетворение любой потребности становится маловероятным; если нет потребности в вооруженности, удовлетворение других потребностей затрудняется.
Уровень жизни – характеризует размер и структуру потребностей (экономическая категория, выступает количественным показателем условий жизни.
Компоненты ЗОЖ, значимые в большей степени для физического здоровья : система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливание, гигиенические процедуры, режим работы, отдыха и сна.
2. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательном процессе. Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах: 1. Медико-профилактическая технология. Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приум-ножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.
2. Физкультурно-оздоровительная технология.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Она осуществляется
инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию,а также педагогами в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. 3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка,воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой,должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки,связанные с профессиональной деятельностью,составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
4. Технологии валеологического просвещения родителей.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа
жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым
относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы,
спортивные праздники, праздники здоровья, беседы, папки-передвижки,
личный пример педагога.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня,о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления,о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа по
физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект «Тропа
здоровья» по профилактике и коррекции плоскостопия.
Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по
физическому развитию детей дошкольного возраста.
Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления
воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (полоскания горла, ходьба босиком, фитотерапия, витаминотерапия,
гипоаллергенная диета, индивидуальная диета с учетом переносимости продуктов, физические упражнения после сна, дни здоровья, недели здоровья)
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура : имеется физкультурный зал оснащенный спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок позволяющий детям реализовывать потребность в движении. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное физическое развитие, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
III.Заключение
Изучив литературу по данной теме можно сделать следующий вывод: что в современных дошкольных образовательных учреждениях фиксируется массовое ухудшение здоровья, как воспитанников, так и воспитателей.
Не более 20-30% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми. При этом факторами риска здоровью детей являются :
стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям дошкольников; низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
А факторами самого здоровья, являются: факторы физического, психического, социального, духовного здоровья.
Само же здоровье – это состояния полного физического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и других физических недостатков.
За здоровье дошкольника должны отвечать, как сам дошкольник и его родители, так и детский сад.
Актуальность проблемы сохранения здоровья дошкольников требует повышения компетентности воспитателей в области охраны здоровья детей.
В этом направлении необходимы новые технологии и методики здоровьесберегающего воспитания, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания, современные требования к организации образовательной среды, взаимодействия учреждений и образования культуры и спорта, переход от одинаковых для всех требований к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья дошкольников. Гораздо важнее пробудить в детях желания заботиться о своем здоровье. И здесь важнейшим условием формирования здорового образа жизни будет насыщенная интересная и увлекательная жизнь детей в образовательном учреждении.
IV.Список использованной литературы
1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2000.
Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка : экспресс-контроль в саду и дома: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005.
2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М, 2004.
Голиков Н. Несколько приемов профессионального самосохранения // Директор школы. – 2005. - №6.
3. Дерябо С. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни Директор школы – 2000. - №2.
4. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении / сост. Т. А. Мирошниченко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья дошкольников. – М. : Аркти, 2004.