МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

Наиля Садриева
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Садриева Наиля Фаукатовна Воспитатель детского сада №36

Введение

В мире есть лишь две абсолютные ценности:

чистая совесть и здоровье.

Здоровье – неоценимое счастье для каждого человека то, о чем многие вспоминают, к сожалению, только тогда, когда его теряют.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Существует более 100 различных определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезни. В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие человека.

Принято считать, что на состояние здоровья человека влияют следующие факторы: наследственность (20%, окружающая среда (20%, уровень медицинской помощи (10%) и образ жизни (50%).Поэтому неслучайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья населения, воспитанию здорового образа жизни у разных возрастных групп.

Формированию здорового образа жизни не могут способствовать только знания, они должны преобразовываться в личные смыслы, а затем, при осознании их, в ценности. Именно ценность здоровья в сознании человека будет определять выбор здоровьесберегающих способов удовлетворения своих потребностей. Золотым правилом ЗОЖ является «мудрость умеренности». Здоровый образ жизни включает в себя и здоровый образ мыслей.

Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что за последние 10 лет число детей с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время посещения детского сада в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Директор Научного Центра здоровья детей РАМН, академик А. А. Баранов заявляет: «Состояние здоровья детей в настоящее время следует рассматриватькак угрожающее национальной безопасности страны». Все это и позволило определиться с темой научно-практической работы: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО»

Объектом исследования является образовательный процесс в детском саду.

Предметом исследования выступают здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.

Гипотеза данного исследования основывается на предположении о том, что эффективность комплексного плана по оздоровлению дошкольников, будет достигнута, если он строится на данных индивидуальной осведомленности детей о здоровье, а так же на использовании современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, динамическом контроле за их эффективностью.

Цель исследования – определить уровень осведомленности детей и родителей о здоровом образе жизни, выявить закономерности организации здоровьесберегающего образовательного процесса, а также раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий.

Также были выделены следующие задачи исследования:

-Изучить научную, публицистическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.

-Раскрыть сущность понятия здоровья и определить его факторы.

-Дать характеристику понятия здорового образа жизни.

-Разработать и провести мероприятия, которые помогут привить у дошкольников заботу о своем здоровье.

-Обобщить результаты исследования.

В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.

Работа состоит из введения, основного раздела, заключения, списка использованной литературы и приложений.

II. Основная часть

1. Общая характеристика здорового образа жизни.

Понятие ЗОЖ (Здоровый образ жизни) является одним из основных производных понятия «здоровье».

Образ жизни отдельного человека представляет собой совокупность элементов социально типичного и индивидуального неповторимого в поведении, общении и складе мышления.

В. П. Петленко выделяет следующие потребности:

Витальные потребности, социальные потребности, познавательные потребности, потребность в вооруженности

Если нет воли, удовлетворение любой потребности становится маловероятным; если нет потребности в вооруженности, удовлетворение других потребностей затрудняется.

Уровень жизни – характеризует размер и структуру потребностей (экономическая категория, выступает количественным показателем условий жизни.

Компоненты ЗОЖ, значимые в большей степени для физического здоровья : система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливание, гигиенические процедуры, режим работы, отдыха и сна.

2. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательном процессе. Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах: 1. Медико-профилактическая технология. Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приум-ножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Она осуществляется

инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию,а также педагогами в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. 3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка,воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой,должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки,связанные с профессиональной деятельностью,составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

4. Технологии валеологического просвещения родителей.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа

жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым

относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы,

спортивные праздники, праздники здоровья, беседы, папки-передвижки,

личный пример педагога.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня,о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления,о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа по

физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект «Тропа

здоровья» по профилактике и коррекции плоскостопия.

Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по

физическому развитию детей дошкольного возраста.

Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления

воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (полоскания горла, ходьба босиком, фитотерапия, витаминотерапия,

гипоаллергенная диета, индивидуальная диета с учетом переносимости продуктов, физические упражнения после сна, дни здоровья, недели здоровья)

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура : имеется физкультурный зал оснащенный спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок позволяющий детям реализовывать потребность в движении. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное физическое развитие, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

III.Заключение

Изучив литературу по данной теме можно сделать следующий вывод: что в современных дошкольных образовательных учреждениях фиксируется массовое ухудшение здоровья, как воспитанников, так и воспитателей.

Не более 20-30% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми. При этом факторами риска здоровью детей являются :

стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям дошкольников; низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

А факторами самого здоровья, являются: факторы физического, психического, социального, духовного здоровья.

Само же здоровье – это состояния полного физического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и других физических недостатков.

За здоровье дошкольника должны отвечать, как сам дошкольник и его родители, так и детский сад.

Актуальность проблемы сохранения здоровья дошкольников требует повышения компетентности воспитателей в области охраны здоровья детей.

В этом направлении необходимы новые технологии и методики здоровьесберегающего воспитания, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания, современные требования к организации образовательной среды, взаимодействия учреждений и образования культуры и спорта, переход от одинаковых для всех требований к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья дошкольников. Гораздо важнее пробудить в детях желания заботиться о своем здоровье. И здесь важнейшим условием формирования здорового образа жизни будет насыщенная интересная и увлекательная жизнь детей в образовательном учреждении.

IV.Список использованной литературы

1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2000.

Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка : экспресс-контроль в саду и дома: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005.

2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М, 2004.

Голиков Н. Несколько приемов профессионального самосохранения // Директор школы. – 2005. - №6.

3. Дерябо С. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни Директор школы – 2000. - №2.

4. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении / сост. Т. А. Мирошниченко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007.

5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья дошкольников. – М. : Аркти, 2004.

Публикации по теме:

Игровые технологии в образовательном процессе ДОО Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное.

ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения.

Интеграция в образовательном процессе ДОУ Интеграция в образовательном процессе ДОУ является одним из важных направлений для реализации ФГОС ДО. Интегрированное направление в процессе.

Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Игру как метод обучения,.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать на то, что основным.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Басалаева Елена Анатольевна, воспитатель Егорова Светлана Владимировна, воспитатель Лехнер Людмила Кирилловна, воспитатель Цаер Виктория.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Теучеж Фатимет Аскеровна, воспитаьтель МБДОУ№20. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Забота о здоровье — это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 31 января 2016 в 12:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Садриева (УИ 416528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД