Елена Кузнецова
Мнемотехника, как современная образовательная технология в воспитательно– образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 3
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.
Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Публикация «Мнемотехника, как современная образовательная технология в воспитательно– образовательном процессе» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
Cовременные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.
предлагаю вам материал по опыту использования технологии "мнемотехника" в младшем дошкольном возрасте. Данный материл будет полезен воспитателям детских садов.
Слайд 4
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным.
ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Недостаточно развиты:
• компоненты связной речи
• навыки культурного речевого общения
• словарный запас
• психические процессы.
Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи (как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.
Основа обучения – развитие творческого познания.
Слайд 5
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей :
• "Речевое развитие",
• "Познавательное развитие",
• "Социально-коммуникативное развитие",
• "Художественно-эстетическое развитие",
• "Физическое развитие".
Слайд 6
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Структура мнемотехники
Слайд 7
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Год назад я начала использовать технологию "мнемотехника " в своей работе с детьми младшего и среднего возраста. Сначала я использовала готовые схемы других педагогов, адаптируя и изменяя их, и увидела эффективность этой технологии.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
СЛАЙД 8
Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Слайд 9
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д.
СЛАЙД 10
Я их использую для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
СЛАЙД 11
Сначала я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать.
Немного позже я начала использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно).
А далее стали переходить конкретно к мнемотаблицам.
СЛАЙД 12
При создании мнемотаблиц для детей среднего возраста начали переходить от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Первый плод зто коллективная работа мнемодорожка на стихотворение "Ходит-бродит осень"
При дальнейшей работе я планирую дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей в дальнейшем к школьному обучению.
СЛАЙД 13
Закончить свое выступление я хочу словами Плутарха «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»