Елена Гребенюк
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и две другие задачи, непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий можно выделить 3 степени приверженности образовательных учреждений идеям здоровьесбережения.
1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т. п.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных спортивных секций и т. п.). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению: «Работа проводится, можно не волноваться!»
2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения : предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение детей здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в данном учреждении.
3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них и у их педагогов культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
Ее главная отличительная особенность — приоритет здоровья, т. е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все (в нашем случае – дети, их родители, педагоги) согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.
Цель здоровьесберегающей педагогики в дошкольном учреждении — обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Тогда дошкольная ступень будет первым шагом в образовании, которое в дальнейшем станет путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, — реализация приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и общее поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированной и другими аналогичными образовательными системами.
Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии. Определить их понятие представляется возможным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии».
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования — «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?» (В. В. Гузеев, 2000). С точки зрения здоровьесбережения мы ответим : чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – детей и педагогов. Таким образом, ЗОТ можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. При любом аспекте рассмотрения важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о «технологии».
Принципы здоровьесберегающей педагогики
1. Принцип ненанесения вреда — «No nосеге! — одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика любой человековедческой профессии, деонтологии, основ педагогики и дидактики.
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении — от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение занятий, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т. д. — должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей и педагогов.
3. Необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т. е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного, определяется принципом триединого представления о здоровье. При его несоблюдении все внимание обращается на физическое здоровье с возложением ответственности за его сохранение на врача, физинструктора.
4. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а систематически и планомерно, опираясь на аналитические материалы.
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с детьми. Связь образовательной задачи— с заботой о здоровье детей проявляется на двух уровнях: содержательном и процессуальном. Первый определяется включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй — обеспечением здоровьесберегающего характера (результата) проведения процесса обучения и воспитания.
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей. Речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах, средствах и методах обучения и воспитания и т. п.
7. Комплексный, междисциплинарный подход — основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ. Взаимопонимание между специалистами, занимающимися проблемами здоровья детей, должно быть таким, чтобы они составляли единую команду, понимая друг друга «с полуслова». Поэтому участвующие в такой работе специалисты должны быть достаточно компетентны в смежных областях знаний.
8. Принцип медико-пеихологической компетентности педагога является развитием предыдущего и определяет высокие требования к уровню психологической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентаций у педагогов, стремящихся использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии.
9. Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путем разведения понятий, программ, форм и методов:
а) обучения здоровью;
б) воспитания культуры здоровья;
в) формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) — один из важнейших общепедагогических постулатов и одно их важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. В последние годы много писалось о том, какое неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений и т. п., превалирующих как в профессиональной, так и в родительской педагогике. Привычка педагога (а дома — родителя) фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, ограничениях и т. п. формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, неспособную ставить настоящие цели и добиваться их достижения. А это — признак психологического нездоровья.
11. Приоритет активных методов обучения также является принципом всей эффективной современной педагогики. Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровьесбережения. Эффект достигается, во-первых, за счет снижения риска появления у ребёнка переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом; во- вторых за счет несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в различные виды деятельности: игровой, познавательной, речевой, трудовой и т. д.
12. Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи, должен быть реализован как в работе всего ДОУ (диагностика, мониторинг здоровья), так и в работе каждого педагога.