Людмила Лехнер
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Басалаева Елена Анатольевна,
воспитатель
Егорова Светлана Владимировна,
воспитатель
Лехнер Людмила Кирилловна,
воспитатель
Цаер Виктория Евгеньевна,
воспитатель
МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок»
г. Юрга, Кемеровской области
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Аннотация: в статье представляется опыт работы МБДОУ «Центра развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, которые направлены на формирование ЗОЖ всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: ЗОТ – здоровьесберегающие образовательные технологии. ЗОЖ – здоровый образ жизни. ОП – образовательный процесс.
Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные организации являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. [1, стр. 3]
МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» - это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, обеспечивающее разностороннее развитие детей. Каждый педагог знает, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Содержание, и организация образовательного процесса направлены на формирование у дошкольников потребности в здоровье и здоровом образе жизни и ориентация на здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе являются одной из главных и актуальных задач Центра развития ребёнка.
Проанализировав состояние здоровья воспитанников за последние годы, мы отметили, что количество абсолютно здоровых детей уменьшилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Неоспоримо, что основная задача ДОУ на этапе завершения дошкольного образования сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, обеспечить безопасное пребывание в учреждении, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников и его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами Центра развития ребёнка ЗОТ.
Здоровьесберегающая деятельность в Центре развития ребё нка осуществляется в следующих формах: медико-профилактическая технология; физкультурно-оздоровительная технология; технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; технологии валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии.
Систематически проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей. Работа по физическому развитию в нашем учреждении строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их физической подготовленности. На основании индивидуальных медицинских карт воспитатели имеют информацию о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Со стороны администрацией ведется контроль питания детей, физического развития, закаливания; соблюдение требований СанПиН. Проводятся профилактические мероприятия, способствующие резистентности детского организма (т. к. иммунизация, щадящий режим в период адаптации, чесночная терапия и т. д.); организуется развивающая - предметно пространственная здоровьесберегающая среда в ДОУ, проводится расширенный медицинский осмотр (с участием узких специалистов).
Физкультурно-оздоровительная деятельность в Центре развития ребёнка осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию согласно расписанию, и воспитателями в форме физкультминуток, ритмопластики, динамических пауз, релаксации, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементов дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, корригирующей гимнастики. Ежедневно для всех возрастных групп проводим подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Педагогом – психологом проводятся коммуникативные игры с детьми старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. В утренние часы проводим элементы точечного самомассажа. Использование технологии музыкального воздействия «минутки музыки» – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Технологии воздействия цветом использует педагог изобразительной деятельности – как специальное занятие 2 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
Образовательная деятельность предполагает проведение игровых ситуаций и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания мы выделили наиболее доступные: нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в теплый период времени; прогулки на свежем воздухе. Оздоровительная работа в нашем Центре развития ребёнка усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. Правильно подобранные цвета интерьера в Центре развития ребёнка снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Используемые в комплексе ЗОТ в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Педагог, формирующий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации. В этом нам помогает педагог – психолог, проводя различные семинары – тренинги, практикумы, консультации. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах, «круглых столах», педагогических гостиных, семинарах-практикумах, мастер-классов и т. п.
В целях сотрудничества с родителями по формированию ЗОЖ нами разработана система мероприятий: родительские встречи в нетрадиционной форме, консультации, совместные конкурсы, спортивные праздники, Дни здоровья, папки-передвижки, индивидуальные беседы, «листки достижений», «почтовый ящик», личный пример педагогов (участие в городских олимпиадах, спартакиадах).
Мы считаем, что применение ЗОТ повысило результативность образовательного процесса и формирует у всех участников ОП (педагоги, дети, родители) ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Опираясь на результаты мониторинга здоровья воспитанников и участников ОП, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; формируются положительные мотивации у педагогов и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на ЗОЖ и только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, потому что он жизнерадостен, оптимистичен, открыт к общению со сверстниками и взрослыми. Это залог успешного развития всех сфер социально-коммуникативных качеств личности.
Мы считаем, что здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Список литературы
1. Казин, Э. М., Заруба, Н. А., Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст] : методическое пособие/Э. М. Казин, Н. А. Заруба. - КРИПК и ПРО, 2003.-С. 147
2. Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации [Текст] : Учебно-практическое пособие. – М. : Педагогическое сообщество России, 2014