Ладова
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Семинар – практикум
«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Цель семинара: познакомить педагогов с инновационной технологией – мнемотехникой, показать приемы развития речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию связной речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• бедность речи и недостаточный словарный запас;
• употребление нелитературных слов и выражений;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
• неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело, но очень важное. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Поэтому поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи становятся все более актуальными при планировании и организации работы в детском саду.
Анализируя различные формы работы по развитию речи с детьми, нами были проанализированы методы, которые бы позволили развить все компоненты речи. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику приемов мнемотехники как одного из эффективных методик в развитии речи дошкольников.
Итак, что же такое мнемотехника?
Мнемо ника – (от греч. – искусство запоминания).Мнемотехника (от греч. Mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенности данной методики заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Такие приемы особенно важны для дошкольников, т. к. мы с вами знаем, что наглядный материал детьми усваивается лучше вербального.
В нашей с вами работе мы очень часто сталкиваемся и используем приемы мнемотехники, но не задумываемся об этом. Например: мы используем алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки стола и т. д. - все это графические изображения и схемы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- методика сенсорно-графических схем (Воробьева В. Н.);
- предметно-схематические модели (Ткаченко Т. Н.);
- блоки-квадраты (Глухова В. П.);
- коллаж (Большева Т. В.);
- схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).
Принцип работы по мнемотехнике строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например: дается слово «туча», символическое обозначение. Изображать надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – таблице, состоящей из трех-четырех мнемоквадратов, в которых «закодированы» простые словосочетания.
Потом переходим к мнемотаблицам.
Воспитателю необходимо знать о том, что количество клеток (ячеек) в мнемотаблицах и мнемодорожках зависит от возраста и уровня развития детей :
- для младших дошкольников 4-9;
- для старших дошкольников 9-14.
Существуют авторские таблицы, которые не часто можно встретить в продаже. Для их изготовления не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.
Рекомендуется для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемодорожки и мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: лиса – рыжая, елочка – зеленая, мышка – серая и т. д., а для старших дошкольников – черно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Мнемотаблицы и мнемодорожки служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи и обогащения словарного запаса. Их используют :
- при обучении составлению рассказов,
- при заучивании стихотворений, потешек, чистоговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок.
- при пересказах художественных произведений,
Давайте рассмотрим последовательность работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу сказки «Теремок».
Последовательность работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Использование мнемотаблиц, как опоры при пересказе, позволяет детям составлять план своего ответа, что развивает самоконтроль и саморегуляцию: дети следят за тем, что они уже рассказали, и что им еще предстоит рассказать.
• чтение рассказа (литературного произведения);
• знакомство детей с мнемотаблицей;
• пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью педагога, затем самостоятельно.
Последовательность работы при составлении описательного рассказа по мнемодорожке «Осень»
Составление рассказов считается сложным типом монологической речи. Мнемотехника выступает в качестве помощника, подсказки, в результате ее использования у детей преодолевается неуверенность в себе, они учатся выделять главное в рассказе.
1. Проводится беседа по содержанию картины, по ходу которой выставляются опорные карточки-символы.
2. Составление предложений по карточкам – символам.
3. Составление рассказа с опорой на графический план.
В старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого могут выбрать нужные карточки - символы, расположить их в мнемотаблице, которая будет необходима для самостоятельного составления рассказа.
Сложность обучения составлению описательных рассказов обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.
Использование мнемотехники осуществлялось в ходе индивидуальных, подгрупповых и фронтальных формах работы на этапах автоматизации и дифференциации звуков в предложении, чистоговорках, скороговорках, стихотворной и связной речи. Как показала практика, универсальность данной методики отмечалась не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах.
Данная методика помогает решить следующие задачи:
- развитие у детей воображения, памяти, мышления;
- расширение и обогащение словарного запаса:
- развитие умения с помощью графических аналогий понимать и выстраивать грамотное высказывание.
»
Цель семинара: познакомить педагогов с инновационной технологией – мнемотехникой, показать приемы развития речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
Задачи:
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время;
• познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами и мнемодорожками при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, составлении рассказов;
• дать рекомендации педагогам при использовании мнемотаблиц при организации НОД, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;
• активизировать деятельность педагогов по использованию данной технологии в своей профессиональной деятельности.
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию связной речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• бедность речи и недостаточный словарный запас;
• употребление нелитературных слов и выражений;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
• неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело, но очень важное. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Поэтому поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи становятся все более актуальными при планировании и организации работы в детском саду.
Анализируя различные формы работы по развитию речи с детьми, нами были проанализированы методы, которые бы позволили развить все компоненты речи. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику приемов мнемотехники как одного из эффективных методик в развитии речи дошкольников.
Итак, что же такое мнемотехника?
Мнемо ника – (от греч. – искусство запоминания).
Некоторые люди могут подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.)Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.
Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дорогие материалы для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст.
Первые известные тексты по мнемотехнике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху средних веков, когда знания стали считаться силой, способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко.
Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо.
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Сейчас я предлагаю вам проверить свою память…
Мнемотехника (от греч. Mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенности данной методики заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Такие приемы особенно важны для дошкольников, т. к. мы с вами знаем, что наглядный материал детьми усваивается лучше вербального.
В нашей с вами работе мы очень часто сталкиваемся и используем приемы мнемотехники, но не задумываемся об этом. Например: мы используем алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки стола и т. д. - все это графические изображения и схемы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- методика сенсорно-графических схем (Воробьева В. Н.);
- предметно-схематические модели (Ткаченко Т. Н.);
- блоки-квадраты (Глухова В. П.);
- коллаж (Большева Т. В.);
- схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).
Принцип работы по мнемотехнике строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например: дается слово «туча», символическое обозначение. Изображать надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – таблице, состоящей из трех-четырех мнемоквадратов, в которых «закодированы» простые словосочетания.
Потом переходим к мнемотаблицам.
Воспитателю необходимо знать о том, что количество клеток (ячеек) в мнемотаблицах и мнемодорожках зависит от возраста и уровня развития детей :
- для младших дошкольников 4-9;
- для старших дошкольников 9-14.
Существуют авторские таблицы, которые не часто можно встретить в продаже. Для их изготовления не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.
Рекомендуется для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемодорожки и мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: лиса – рыжая, елочка – зеленая, мышка – серая и т. д., а для старших дошкольников – черно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Мнемотаблицы и мнемодорожки служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи и обогащения словарного запаса. Их используют :
- при обучении составлению рассказов,
- при заучивании стихотворений, потешек, чистоговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок.
- при пересказах художественных произведений,
Давайте рассмотрим последовательность работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу сказки «Теремок».
Последовательность работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Использование мнемотаблиц, как опоры при пересказе, позволяет детям составлять план своего ответа, что развивает самоконтроль и саморегуляцию: дети следят за тем, что они уже рассказали, и что им еще предстоит рассказать.
• чтение рассказа (литературного произведения);
• знакомство детей с мнемотаблицей;
• пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью педагога, затем самостоятельно.
Последовательность работы при составлении описательного рассказа по мнемодорожке «Осень»
Составление рассказов считается сложным типом монологической речи. Мнемотехника выступает в качестве помощника, подсказки, в результате ее использования у детей преодолевается неуверенность в себе, они учатся выделять главное в рассказе.
1. Проводится беседа по содержанию картины, по ходу которой выставляются опорные карточки-символы.
2. Составление предложений по карточкам – символам.
3. Составление рассказа с опорой на графический план.
В старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого могут выбрать нужные карточки - символы, расположить их в мнемотаблице, которая будет необходима для самостоятельного составления рассказа.
Сложность обучения составлению описательных рассказов обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.
Использование мнемотехники осуществлялось в ходе индивидуальных, подгрупповых и фронтальных формах работы на этапах автоматизации и дифференциации звуков в предложении, чистоговорках, скороговорках, стихотворной и связной речи. Как показала практика, универсальность данной методики отмечалась не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах.
Данная методика помогает решить следующие задачи:
- развитие у детей воображения, памяти, мышления;
- расширение и обогащение словарного запаса:
- развитие умения с помощью графических аналогий понимать и выстраивать грамотное высказывание.