Елена Мишина
Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод экспериментирования.
Слайд №3. Дети получают возможность удовлетворять свою любознательность, находить ответы на вопросы: почему?, зачем, как, что будет?, почувствовать себя первооткрывателями. При этом взрослый – не наставник, а равноправный партнер, что дает возможность ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Публикация «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника» размещена в разделах
Слайд №4. В 2014-2015 гг. мною был разработан и реализован проект для детей подготовительной к школе группы «Филимоновская игрушка. От А до Я». В рамках 3-го, практического этапа реализации проекта, было запланировано и проведено занятие на тему: «Песок и глина. Свойства песка и глины. Т. к. темой моего педагогического опыта является «Использование занятий лепкой для формирования представлений о народно-прикладном искусстве Тульского региона», то занятие было спланировано и проведено с учетом регионального компонента. В начале занятия мы с детьми обозначили проблему – определить материал для изготовления филимоновской игрушки. И хотя дети были уверены, что она изготавливается из глины, я намеренно ввела их в заблуждение, чтобы наравне со свойствами глины рассмотреть свойства песка, провести их сравнительный анализ.
Слайд №5. Для осуществления экспериментирования я использую : таблицы, карты, схемы, графики. Мною вместе с детьми был изготовлен макет карты Тульской области. На нем дети самостоятельно прикрепили карточку с изображением филимоновской игрушки, тем самым отметили родину филимоновского промысла (Одоевский р-н, прикрепили карточки с изображением песка и глины, показав этим, что в Одоевском р-не происходит добыча глины и песка.
Слайд №6. В ходе занятия были проведены 6 опытов, рассмотрены такие свойства, как: сыпучесть, рыхлость, впитывание воды, липкость, вязкость, прочность. Результаты опытов дети самостоятельно заносили в свои таблицы, по которым в конце занятия проводилась рефлексия.
Слайд №7. В ходе занятия «Песок и глина. Свойства песка и глины», дети рассуждают, что песок в отличие от глины, сыпучий, рыхлый, легко впитывает воду, а глина вязкая, липкая и прочная, в отличие от песка. Рассуждают, какой песок (сухой или мокрый) лепится, и почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, пробуют лепить из сухого и мокрого песка и глины, сушат изделия из песка и глины в микроволновой печи. Все выводы по опытам сопровождались показом видеороликов.
Слайд №8.
Мы проводим целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника», которая способствует и обогащает ребенка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка, развитие его человеческих, социальных чувств. Результатом нашей работы является и то, что дети могут сами объяснить младшим дошкольникам некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для их проведения.
В качестве вывода можно сказать следующее: усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все слышит, видит и делаем САМ.