Ольга Самойлова
Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Детское экспериментирование как способ познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Согласно ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
Организация образовательного пространства образовательной области «Познавательное развитие» должно обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.
«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) еятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Все вышесказанное можно разрешить с помощью уголков экспериментирования.
Уголки экспериментирования - элемент практически каждой предметно-развивающей среды (ПРС) группы. Часть педагогов видят в них пространство для самостоятельной деятельности детей, другие - видят в них потенциал для развития и обучения детей. Но и то и другое работает на получение детьми необходимого опыта конструктивного взаимодействия с окружающим миром и взаимодействия со сверстниками. В нашей группе он представлен в виде центров «Песок и вода. Наука».
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
При помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой у детей обеспечивается эмоциональная релаксация, снятие эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций.
Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду.
Как же организуется работа в центре «Песок и вода. Наука». Работу с песком следует начинать со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним. Следующий шаг, который делает взрослый, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони).Через некоторое время дети при помощи взрослого могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, цвета и величины.
А теперь мне бы хотелось поделиться собственным опытом работы в центре «Наука. Песок и вода».
Одной из нетрадиционных методик работы в центре «Наука. Песок и вода» стало изготовление с детьми умного песка. Для этого нам потребовалось 3 стакана очищенного песка (можно использовать песок для домашних животных, 2 стакана крахмала картофельного и 1 стакан воды. Все смешиваем и получаем умный песок, из которого легко строить и лепить различные фигуры. А так же использовать в проектной деятельности.
Ещё одной нетрадиционной методикой в моей практике стало использование цветной соли, которую с детьми мы изготовили сами. Для её изготовления необходима мелкая соль и цветной мел. Ниже обратите внимание как дети сами её красили, испытывая огромное удовольствие.
Использовали цветную соль в проектной деятельности: рисовали цветной солью с помощью трафаретов (в данном случае проиллюстрирована деятельность проекта «Дикие животные»).
В заключении хотелось бы сказать и воспитатели, и родители хотят видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.