Марина Катаева
Развитие у детей 4–5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие у детей 4- 5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры.
Задачи:
1. Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.
2. Учить описывать и сравнивать предметы, правильно называя наиболее характерные признаки, высказываться законченными предложениями.
Публикация «Развитие у детей 4–5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
3. Активизировать употребление имён прилагательных в речи детей, учить использовать слова с противоположными значениями.
4. Тренировать в образовании форм имён существительных, в родительном падеже множественного числа.
5. Учить образовывать формы единственного и множественного числа глаголов, формы повелительного наклонения глаголов.
6. Развивать творческого воображения и подражания, внимания, памяти, логического мышления.
7. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев.
Тематический план занятий
Октябрь
Занятие № 1
Тема: Пересказ рассказа «Ёж» (Е. Чарушина)
Раздел языкознания: Связная речь. Лексика
Методы, приёмы:
• Отгадывание загадки
• Рассматривание ежа (картинки-игрушки)
• Чтение рассказа
• Беседа по содержанию
• Физ. мин. «прогулка»
• Д/и «Закончи предложение» «Где спрятался звук [ж]»
• Составление плана-схемы
• Пересказ по плану
• Положит. оценка деятельности детей
Занятие № 2
Тема: Описание и сравнение игрушек (кукол)
Раздел языкознания: Связная речь. Лексика
Методы, приёмы:
• Рассматривание 1 куклы (описание её)
• Рассматривание 2 куклы (описание её)
• «Найти отличие»
• Физ. мин. «заводные куклы»
• Стихотворение-загадка
• Ласковые слова для кукол
Занятие № 3
Тема: Детский сад, игрушки
Раздел языкознания: Лексика
Методы, приёмы:
• Пальчиковая гимнастика
• Д/и «Кто работает в детском саду» (картинки-загадки)
• Д/и «Узнай игрушку» (картинки-схемы)
• Художественное слово (стихи, загадки, стихи с движениями)
Занятие № 4
Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (Е. Чарушина)
Раздел языкознания: Связная речь. Лексика
Методы, приёмы:
• Рассматривание картинок диких и домашних животных (выбрать диких)
• Чтение рассказа
• Знакомство с новым словом, объяснение
• Беседы по содержанию
• П/и «Лиса и мыши»
• Д/и «Кто позвал?»
• Составление плана-схемы
• Пересказ по плану
Ноябрь
Занятие № 5
Тема: Описание предметов одежды «Осень»
Раздел языкознания: Грамматика. Лексика
Методы, приёмы:
• Речь с движениями (стихотворение)
• Д/и «Листики осенние» (схемы- отражающие действия)
• Беседа-объяснение признаков осени, описание одежды
• Художественное слово (стихи, загадки, пословицы)
• П/и «Кто быстрей оденется"
Занятие № 6
Тема: Пересказ рассказа «Поезд» (Я. Тайц)
Раздел языкознания: Грамматика. Лексика
Методы, приёмы:
• Чтение рассказа
• Беседа по содержанию
• П/и «Поезд» (физ. мин.)
• Д/и «Закончи предложение»
• Пересказ рассказа
• Д/и «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку»
• Упражнение «Где спрятался звук [с]»
Занятие № 7
Тема: Деревья
Раздел языкознания: Лексика
Методы, приёмы:
• Речь с движением
• Д/и «Деревья» (комплект картинок деревьев и листьев)
• Д/и «Найди такой-же»
• Беседа о деревьях, описать где они растут
• Загадки, пословицы
Занятие № 8
Тема: Рассказ по набору игрушек
Раздел языкознания: Связная речь Фонетика (Звук культурной речи).
Методы, приёмы:
• Д/и «Паровоз» (имитирование пыхтения паровоза) со звуком [ч]
• Д/и «Найди игрушку с этим звуком
• Загадка
• Описание зверей (детёныши)
• Физ. мин. «Ветер» (со звуком [ш])
• Д/и «Найди слово с определённым звуком»
Декабрь
Занятие № 9
Тема: Описание детьми внешнего вида друг друга
Раздел языкознания: Связная речь Фонетика Грамматика
Методы, приёмы:
• Сюрпризный момент, описание (Петрушка отгадывает по одежде детей)
• Д/и «Закончи предложение»
• Физ. мин. «Повтори движение»
• Д/и «Образуем формы глагола хотеть» (с Петрушкой)
• Игра с линейкой (произносим звуки и складываем слово)
• Дети рассматривают линейку
Занятие № 10
Тема: Грибы, ягоды
Раздел языкознания: Лексика Грамматика
Методы, приёмы:
• Пальчиковая гимнастика
• Д/и «Сказки наоборот»
• Д/и «Хитрые слова» (картинки-схемы)
• Д/и «Назови ласково»
• Стихи с движениями (считалочка)
• Художественное слово (загадки, стихи)
Занятие № 11
Тема: Перелётные птицы
Раздел языкознания: Лексика Грамматика
Методы, приёмы:
• Речь с движениями
• Д/и «А если много» (закончи предложение)
• Д/и «Узнай по контуру»
• Д/и «Куда села птичка» (в, на, под)
• Д/и «Угадай чем» (закончи предложение)
• Художественное слово (стихи, загадки)
Занятие № 12
Тема: Домашние животные
Раздел языкознания: Лексика Грамматика
Методы, приёмы:
• Речь с движениями
• Д/и «Кто что любит» (графические схемы)
• Д/и «Сравни животных»
• Д/и «Какую пользу приносит животное»
• Д/и «У кого что»
• Художественное слово (стихи, загадки, считалки)
Январь
Занятие № 13
Тема: Пересказ рассказа «Купание медвежат» (В. Бианки)
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Д/и «Какие звери живут в лесу»
• Сюрпризный момент (появление картинки)
• Чтение рассказа
• Беседа по содержанию
• Физ. мин, «Большой- маленький»
• Повторное чтение рассказа (графическая схема)
Заняти е № 14
Тема: Описание предметов по картинкам
Раздел языкознания: Связная речь Фонетика
Методы, приёмы:
• Д/и «Найди по описанию»
• Упражнение «Опиши действие на картинке»
• Игра с движениями (пилим доски, звук [щ])
• Д/и «Щётки» (изменение громкости голоса)
Занятие № 15
Тема: Зима
Раздел языкознания: Лексика
Методы, приёмы:
• Пальчиковая гимнастика «Снежок»
• Д/и «Что можно делать зимой»
• Д/и «Найди одинокие снежинки» (картинки-схемы)
• Д/и «Разноцветные круги» (картинки-схемы)
• Художественное слово (стихи, загадки, пословицы)
Занятие № 16
Тема: Рассказ по картине «Маша моет посуду»
Раздел языкознания: Связная речь Грамматика Фонетика
Методы, приёмы:
• Рассматривание картины
• Беседы о содержании картины
• Рассказ детей, кто помогает дома родителям
• Д/и «Магазин»
• Физ. минутка «Гуляем в лесу»
• Упражнение со звуками (со звуковой линейкой)
Февраль
Занятие № 17
Тема: Описание предметных картинок
Раздел языкознания: Связная речь Грамматика Фонетика
Методы, приёмы:
• Упражнение в произношении звука [щ] «Пилит пила»
• Д/и «Щётки для Петрушки»
• Упражнение «Сдувание снежинок» (речевое дыхание)
• Д/и «Для чего нужна посуда» (игра с Петрушкой)
• Упражнение «Выдели в словах твёрдое [л] и мягкое [ль]»
Занятие № 18
Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа «Уточка» (К. Ушинский)
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Сюрприз-сундучок (картинка уточка)
• Чтение рассказа (адаптированного)
• Беседа по содержанию
• Лексико-грамматические игры по тексту (загадки)
• Д/и «Придумай предложение»
• П/и «Домашние птицы»
• Пересказ по графическому плану
Занятие № 19
Тема: Зимующие птицы
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Пальчиковая гимнастика «Птички»
• Д/и «Птичка улетела» (кормушка с силуэтом птиц)
• Д/и «Придумай предложение» (сюжетные схемы)
• Д/и «Кто в каком домике живёт»
• П/и «Орёл и воробей»
• Д/и «Что забыл нарисовать Незнайка»
• Художественное слово (стихи, загадки)
Занятие № 20
Тема: Транспорт
Раздел языкознания: Лексика Грамматика
Методы, приёмы:
Речь с движениями «Самолёт»
• Д/и «Узнай и покажи» (схемы кодирующие виды транспорта)
• Д/и «Так бывает или нет» (смысловые нелепицы)
• Д/и «Чем похожи и чем отличаются» (пары игрушек)
• Художественное слово (стихи, загадки, пословицы)
Март
Занятие № 21
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
Раздел языкознания: Грамматика Связная речь
Методы, приёмы:
• Рассматривание иллюстраций к сказке
• Беседа «Описание героев» (их характеры)
• Чтение сказки
• Беседа по содержанию (иллюстрации)
• Физ. минутка «Ветер»
• Пересказ диалогов героев
Занятие № 22
Тема: Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Просмотр иллюстраций, повтор диалогов героев
• Распределение ролей
• П/и «Подражание походкам зверей»
• Рассказывание сказки с помощью вопросов воспитателя
• Оценка положительной работы детей
Занятие № 23
Тема: Дом и его части
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Пальчиковая гимнастика «Стул»
• Д/и «Мебель для Мишутки» (уменьшительно-ласкательные слова)
• Д/и «Доскажи словечко»
• Физ. минутка Большой-маленький»
• Д/и «Выложи из палочек» (мелкая моторика рук)
• Художественное слово
Занятие № 24
Тема: Мебель
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Пальчиковая гимнастика «Стул»
• Д/и «Мебель для Мишутки» (уменьшительно-ласкательные слова)
• Д/и «Доскажи словечко»
• Физ. минутка Большой-маленький»
• Д/и «Выложи из палочек» (мелкая моторика рук)
• Художественное слово
Апрель
Занятие № 25
Тема: Пересказ рассказа «Корова» Е. Чарушин
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Загадка
• Чтение адаптированного рассказа
• Упражнение «Позовём телёнка»
• Упражнение «Сравнение коровы и телёнка»
• Физ. Минутка «Далеко…»
• Повторное чтение с графическими схемами
Занятие № 26
Тема: Семья, человек
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Речь с движениями «Это я»
• Д/и «Кто что делает» (члены семьи)
• Д/и «Один-много»
• Д/и «Назови ласково» (игра с мячом)
• Художественное слово
Занятие № 27
Тема: Пересказ рассказа «Волк и белка» Л. Н. Толстой
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Упражнение «Пальчиковые бассейны» (определение животных)
• Загадки
• Чтение рассказа
• Беседа по содержанию
• Игра с мячом «Скажи наоборот»
• Игра «Исправь ошибку»
• Повторное чтение с графическими схемами
Занятие № 28
Тема: Семья, человек
Раздел языкознания: Лексика Грамматика
Методы, приёмы:
• Речь с движениями «Аквариум»
• Д/и «Чего не хватает» (показ и название частей рыбки)
• Д/и «Сделай рыбку» (счётные палочки)
• Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
• Д/и «Где рыбка»
• Художественное слово
Май
Занятие №29
Тема: Домашние животные и их детёныши
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы:
• Речь с движением
• Д/и «Кто кем был»
• Д/и «Сравни корову и телёнка»
• Пальчиковый театр (слова с движениями)
• Д/и «Кто кого позвал»
• Художественное слово
Занятие №30
Тема: Дикие животные и их детёныши
Раздел языкознания: Лексика Связная речь
Методы, приёмы
• Речь с движениями «Весёлые зайчата»
• Д/и «Найди детёныша»
• Д/и «Назови жилище»
• Д/и «Скажи правильно» (игра с мячом)
• Художественное слово
Занятие №31
Тема: Цветы на лугу
Раздел языкознания: Лексика Грамматика Связная речь
Методы, приёмы
• Пальчиковая гимнастика
• Д/и «Найди цветок»
• Пальчиковая игра «Любопытный пальчик»
• Д/и «А если много, то…» (игра с мячом)
• Художественное слово
Занятие №32
Тема: Правила дорожного движения
Раздел языкознания: Лексика Грамматика Связная речь
Методы, приёмы
• Речь с движениями «Светофор»
• Д/и «Куда едут машины»
• Д/и «Найди свой дом» (картинки-схемы)
• Художественное слово