Папки-передвижки

Развитие у детей 4–5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры

Марина Катаева
Развитие у детей 4–5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Развитие у детей 4- 5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры.

Задачи:

1. Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.

2. Учить описывать и сравнивать предметы, правильно называя наиболее характерные признаки, высказываться законченными предложениями.

Публикация «Развитие у детей 4–5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры» размещена в разделах

3. Активизировать употребление имён прилагательных в речи детей, учить использовать слова с противоположными значениями.

4. Тренировать в образовании форм имён существительных, в родительном падеже множественного числа.

5. Учить образовывать формы единственного и множественного числа глаголов, формы повелительного наклонения глаголов.

6. Развивать творческого воображения и подражания, внимания, памяти, логического мышления.

7. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Тематический план занятий

Октябрь

Занятие № 1

Тема: Пересказ рассказа «Ёж» (Е. Чарушина)

Раздел языкознания: Связная речь. Лексика

Методы, приёмы:

• Отгадывание загадки

• Рассматривание ежа (картинки-игрушки)

• Чтение рассказа

• Беседа по содержанию

• Физ. мин. «прогулка»

• Д/и «Закончи предложение» «Где спрятался звук [ж]»

• Составление плана-схемы

• Пересказ по плану

• Положит. оценка деятельности детей

Занятие № 2

Тема: Описание и сравнение игрушек (кукол)

Раздел языкознания: Связная речь. Лексика

Методы, приёмы:

• Рассматривание 1 куклы (описание её)

• Рассматривание 2 куклы (описание её)

• «Найти отличие»

• Физ. мин. «заводные куклы»

• Стихотворение-загадка

• Ласковые слова для кукол

Занятие № 3

Тема: Детский сад, игрушки

Раздел языкознания: Лексика

Методы, приёмы:

• Пальчиковая гимнастика

• Д/и «Кто работает в детском саду» (картинки-загадки)

• Д/и «Узнай игрушку» (картинки-схемы)

• Художественное слово (стихи, загадки, стихи с движениями)

Занятие № 4

Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (Е. Чарушина)

Раздел языкознания: Связная речь. Лексика

Методы, приёмы:

• Рассматривание картинок диких и домашних животных (выбрать диких)

• Чтение рассказа

• Знакомство с новым словом, объяснение

• Беседы по содержанию

• П/и «Лиса и мыши»

• Д/и «Кто позвал?»

• Составление плана-схемы

• Пересказ по плану

Ноябрь

Занятие № 5

Тема: Описание предметов одежды «Осень»

Раздел языкознания: Грамматика. Лексика

Методы, приёмы:

• Речь с движениями (стихотворение)

• Д/и «Листики осенние» (схемы- отражающие действия)

• Беседа-объяснение признаков осени, описание одежды

• Художественное слово (стихи, загадки, пословицы)

• П/и «Кто быстрей оденется"

Занятие № 6

Тема: Пересказ рассказа «Поезд» (Я. Тайц)

Раздел языкознания: Грамматика. Лексика

Методы, приёмы:

• Чтение рассказа

• Беседа по содержанию

• П/и «Поезд» (физ. мин.)

• Д/и «Закончи предложение»

• Пересказ рассказа

• Д/и «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку»

• Упражнение «Где спрятался звук [с]»

Занятие № 7

Тема: Деревья

Раздел языкознания: Лексика

Методы, приёмы:

• Речь с движением

• Д/и «Деревья» (комплект картинок деревьев и листьев)

• Д/и «Найди такой-же»

• Беседа о деревьях, описать где они растут

• Загадки, пословицы

Занятие № 8

Тема: Рассказ по набору игрушек

Раздел языкознания: Связная речь Фонетика (Звук культурной речи).

Методы, приёмы:

• Д/и «Паровоз» (имитирование пыхтения паровоза) со звуком [ч]

• Д/и «Найди игрушку с этим звуком

• Загадка

• Описание зверей (детёныши)

• Физ. мин. «Ветер» (со звуком [ш])

• Д/и «Найди слово с определённым звуком»

Декабрь

Занятие № 9

Тема: Описание детьми внешнего вида друг друга

Раздел языкознания: Связная речь Фонетика Грамматика

Методы, приёмы:

• Сюрпризный момент, описание (Петрушка отгадывает по одежде детей)

• Д/и «Закончи предложение»

• Физ. мин. «Повтори движение»

• Д/и «Образуем формы глагола хотеть» (с Петрушкой)

• Игра с линейкой (произносим звуки и складываем слово)

• Дети рассматривают линейку

Занятие № 10

Тема: Грибы, ягоды

Раздел языкознания: Лексика Грамматика

Методы, приёмы:

• Пальчиковая гимнастика

• Д/и «Сказки наоборот»

• Д/и «Хитрые слова» (картинки-схемы)

• Д/и «Назови ласково»

• Стихи с движениями (считалочка)

• Художественное слово (загадки, стихи)

Занятие № 11

Тема: Перелётные птицы

Раздел языкознания: Лексика Грамматика

Методы, приёмы:

• Речь с движениями

• Д/и «А если много» (закончи предложение)

• Д/и «Узнай по контуру»

• Д/и «Куда села птичка» (в, на, под)

• Д/и «Угадай чем» (закончи предложение)

• Художественное слово (стихи, загадки)

Занятие № 12

Тема: Домашние животные

Раздел языкознания: Лексика Грамматика

Методы, приёмы:

• Речь с движениями

• Д/и «Кто что любит» (графические схемы)

• Д/и «Сравни животных»

• Д/и «Какую пользу приносит животное»

• Д/и «У кого что»

• Художественное слово (стихи, загадки, считалки)

Январь

Занятие № 13

Тема: Пересказ рассказа «Купание медвежат» (В. Бианки)

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Д/и «Какие звери живут в лесу»

• Сюрпризный момент (появление картинки)

• Чтение рассказа

• Беседа по содержанию

• Физ. мин, «Большой- маленький»

• Повторное чтение рассказа (графическая схема)

Заняти е № 14

Тема: Описание предметов по картинкам

Раздел языкознания: Связная речь Фонетика

Методы, приёмы:

• Д/и «Найди по описанию»

• Упражнение «Опиши действие на картинке»

• Игра с движениями (пилим доски, звук [щ])

• Д/и «Щётки» (изменение громкости голоса)

Занятие № 15

Тема: Зима

Раздел языкознания: Лексика

Методы, приёмы:

• Пальчиковая гимнастика «Снежок»

• Д/и «Что можно делать зимой»

• Д/и «Найди одинокие снежинки» (картинки-схемы)

• Д/и «Разноцветные круги» (картинки-схемы)

• Художественное слово (стихи, загадки, пословицы)

Занятие № 16

Тема: Рассказ по картине «Маша моет посуду»

Раздел языкознания: Связная речь Грамматика Фонетика

Методы, приёмы:

• Рассматривание картины

• Беседы о содержании картины

• Рассказ детей, кто помогает дома родителям

• Д/и «Магазин»

• Физ. минутка «Гуляем в лесу»

• Упражнение со звуками (со звуковой линейкой)

Февраль

Занятие № 17

Тема: Описание предметных картинок

Раздел языкознания: Связная речь Грамматика Фонетика

Методы, приёмы:

• Упражнение в произношении звука [щ] «Пилит пила»

• Д/и «Щётки для Петрушки»

• Упражнение «Сдувание снежинок» (речевое дыхание)

• Д/и «Для чего нужна посуда» (игра с Петрушкой)

• Упражнение «Выдели в словах твёрдое [л] и мягкое [ль]»

Занятие № 18

Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа «Уточка» (К. Ушинский)

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Сюрприз-сундучок (картинка уточка)

• Чтение рассказа (адаптированного)

• Беседа по содержанию

• Лексико-грамматические игры по тексту (загадки)

• Д/и «Придумай предложение»

• П/и «Домашние птицы»

• Пересказ по графическому плану

Занятие № 19

Тема: Зимующие птицы

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Пальчиковая гимнастика «Птички»

• Д/и «Птичка улетела» (кормушка с силуэтом птиц)

• Д/и «Придумай предложение» (сюжетные схемы)

• Д/и «Кто в каком домике живёт»

• П/и «Орёл и воробей»

• Д/и «Что забыл нарисовать Незнайка»

• Художественное слово (стихи, загадки)

Занятие № 20

Тема: Транспорт

Раздел языкознания: Лексика Грамматика

Методы, приёмы:

Речь с движениями «Самолёт»

• Д/и «Узнай и покажи» (схемы кодирующие виды транспорта)

• Д/и «Так бывает или нет» (смысловые нелепицы)

• Д/и «Чем похожи и чем отличаются» (пары игрушек)

• Художественное слово (стихи, загадки, пословицы)

Март

Занятие № 21

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Раздел языкознания: Грамматика Связная речь

Методы, приёмы:

• Рассматривание иллюстраций к сказке

• Беседа «Описание героев» (их характеры)

• Чтение сказки

• Беседа по содержанию (иллюстрации)

• Физ. минутка «Ветер»

• Пересказ диалогов героев

Занятие № 22

Тема: Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Просмотр иллюстраций, повтор диалогов героев

• Распределение ролей

• П/и «Подражание походкам зверей»

• Рассказывание сказки с помощью вопросов воспитателя

• Оценка положительной работы детей

Занятие № 23

Тема: Дом и его части

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Пальчиковая гимнастика «Стул»

• Д/и «Мебель для Мишутки» (уменьшительно-ласкательные слова)

• Д/и «Доскажи словечко»

• Физ. минутка Большой-маленький»

• Д/и «Выложи из палочек» (мелкая моторика рук)

• Художественное слово

Занятие № 24

Тема: Мебель

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Пальчиковая гимнастика «Стул»

• Д/и «Мебель для Мишутки» (уменьшительно-ласкательные слова)

• Д/и «Доскажи словечко»

• Физ. минутка Большой-маленький»

• Д/и «Выложи из палочек» (мелкая моторика рук)

• Художественное слово

Апрель

Занятие № 25

Тема: Пересказ рассказа «Корова» Е. Чарушин

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Загадка

• Чтение адаптированного рассказа

• Упражнение «Позовём телёнка»

• Упражнение «Сравнение коровы и телёнка»

• Физ. Минутка «Далеко…»

• Повторное чтение с графическими схемами

Занятие № 26

Тема: Семья, человек

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Речь с движениями «Это я»

• Д/и «Кто что делает» (члены семьи)

• Д/и «Один-много»

• Д/и «Назови ласково» (игра с мячом)

• Художественное слово

Занятие № 27

Тема: Пересказ рассказа «Волк и белка» Л. Н. Толстой

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Упражнение «Пальчиковые бассейны» (определение животных)

• Загадки

• Чтение рассказа

• Беседа по содержанию

• Игра с мячом «Скажи наоборот»

• Игра «Исправь ошибку»

• Повторное чтение с графическими схемами

Занятие № 28

Тема: Семья, человек

Раздел языкознания: Лексика Грамматика

Методы, приёмы:

• Речь с движениями «Аквариум»

• Д/и «Чего не хватает» (показ и название частей рыбки)

• Д/и «Сделай рыбку» (счётные палочки)

• Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

• Д/и «Где рыбка»

• Художественное слово

Май

Занятие №29

Тема: Домашние животные и их детёныши

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы:

• Речь с движением

• Д/и «Кто кем был»

• Д/и «Сравни корову и телёнка»

• Пальчиковый театр (слова с движениями)

• Д/и «Кто кого позвал»

• Художественное слово

Занятие №30

Тема: Дикие животные и их детёныши

Раздел языкознания: Лексика Связная речь

Методы, приёмы

• Речь с движениями «Весёлые зайчата»

• Д/и «Найди детёныша»

• Д/и «Назови жилище»

• Д/и «Скажи правильно» (игра с мячом)

• Художественное слово

Занятие №31

Тема: Цветы на лугу

Раздел языкознания: Лексика Грамматика Связная речь

Методы, приёмы

• Пальчиковая гимнастика

• Д/и «Найди цветок»

• Пальчиковая игра «Любопытный пальчик»

• Д/и «А если много, то…» (игра с мячом)

• Художественное слово

Занятие №32

Тема: Правила дорожного движения

Раздел языкознания: Лексика Грамматика Связная речь

Методы, приёмы

• Речь с движениями «Светофор»

• Д/и «Куда едут машины»

• Д/и «Найди свой дом» (картинки-схемы)

• Художественное слово

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова.

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры Автор: Кокшаева Баина Владимировна, воспитатель МКДОУ ДС «Буратино», г. Лагань Республика Калмыкия. Младший дошкольный возраст очень важный.

Игры с водой как средство коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПРИгры с водой как средство коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР Игры с водой как средсво коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста» «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста». В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители).

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством детского экспериментирования Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников через детское экспериментирование».

План работы по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»План работы по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр». Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального.

Проектирование процесса развития познавательной активности детей старшего дошк. возраста посредством экспериментирования Актуальность развития познавательной активности детей определяется требованиями ФГОС ДО к содержанию познавательного развития дошкольников.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством ознакомления с пространственными отношениями При практической реализации программы любой педагог, сталкивается с недостаточным разнообразием вариативности для того, чтобы выполнить.

Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Почему дети играют? Для чего нужна игра? Существует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей 4–5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 09:01
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей 4–5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Марина Катаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД