Валентина Гавва
Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный инновационный проект
«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космическим пространством, Вселенной»
Пояснительная записка
Настоящий проект разработан в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проекта образовательной программы дошкольного
Публикация «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и образовательной программы МАДОО №3.
Проект детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития дошкольников.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы.
Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка.
Актуальность
“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание ребёнка, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольника.
Данный проект поможет расширить знания и представление о космосе; конкретизирует знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности : в играх, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями.
Выводы: система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цель проекта: формировать у детей представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.
Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. Познакомить с первым лё тчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, фантазию, творческую самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально-познавательную компетентность детей.
Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.
Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников : созвездие, Вселенная, Солнечная система, названия планет.
Воспитательные:
Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни.
Воспитывать чувство гордости за историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов, конструктора Ю. В. Кондратюка.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу.
Привлечь родителей к совместной деятельности.
Объект проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет подготовительной группы «Солнышко», воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Предмет проектирования: космическое пространство, Вселенная, покорение Космоса человеком.
Гипотеза основывается на том, что эффективное формирование у детей основ культурно - исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
организация образования на основе программ, содержащих системные знания;
комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
учет специфики организации и построения педагогического процесса;
использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Сроки реализации: краткосрочный (04.04.16 – 12.04.16, групповой
Этапы реализации:
Организационный этап:
выявление первоначальных знаний детей;
подбору разнообразных материалов;
оформление уголка по теме проекта;
обогащение предметно-развивающей среды;
создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр;
информирование родителей о предстоящей деятельности.
Этап реализации
проведение НОД по проекту
оформление выставок
организация сюжетно-ролевых игр
проведение подвижных игр
просмотр презентаций
конструктивная деятельность детей
Завершающий этап
развлечение
развивающие игры
итоговые результаты реализации проекта.
База реализации проекта: МАДОО № 3муниципального образования город Горячий Ключ.
Система управления реализацией проекта:
Организационные механизмы:
использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития;
совместная деятельность педагогов (инструктор по физической культуре Середа У. В., музыкальный руководитель Покутняя Е. В., воспитатели Гавва В. В., Маругина JI.JI.) и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные игры);
тематическое мероприятие;
тематические и фото выставки.
Ресурсное обеспечение:
проект образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса;
образовательная программа МАДОО №3;
мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентации, аудиозаписи, видеофильмы;
интернетресурсы;
методические пособия и разработки.
Планируемые результаты:
целевые ориентиры проекта:
Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
Сформированность нравственно-патриотических чувств, в процессе реализации данных целей
Приобщение детей к истокам отечественной истории
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности : вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок проявляет творчество и детальность в работе.
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,
обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения; склонен наблюдать, экспериментировать
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
у ребенка развит интерес к познанию;
у ребенка развито чувство патриотизма.
Результаты - продукты:
методические рекомендации;
банк сценариев и разработок занятий;
мультимедийные презентации.
Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями:
привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка;
стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, выставках, изготовлении стенгазеты, атрибутов к празднику;
способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений;
привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Практическая значимость и новизна педагогического проекта состоит в том, что во время реализации проекта происходит приобщение дошкольников к истокам отечественных истории через НОД, беседы, тематическое мероприятие, выставки, СРИ, использование интернет- ресурсов (Википедия и различные энциклопедические материалы, сайты, СМИ, у детей возрастает интерес к Космосу, Вселенной.
В ходе реализации проекта, дети участвуют различных видах деятельности, проявляют самостоятельность и творческую активность, обогащают словарный запас.
Содержание проекта
Тема недели «Ознакомление с космическим пространством, Вселенной»
Группа подготовительная к школе группа
Физическое развитие Оздоровительная гимнастика
под «Космическую музыку» группы «Зодиак».
НОД
«Перед стартом»
«Звездное пространство»
«Выход на орбиту»
«Возвращение на Землю»
Цель: повторить игровые упражнения в ходьбе и беге; упражнения на равновесие, в прыжках с мячом.
Познавательная беседа :
«Быть здоровым как космонавт»
Цель: формировать потребности заботится о своём здоровье.
Индивидуальная работа
«Невесомость» : продолжать учить детей ходить по веревке прямо и боком.
Самостоятельная деятельность
«Кто дальше прыгнет»
Спортивные упражнения
Упражнения в равновесии (катание на двухколесном велосипеде змейкой)
Подвижные игры
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Космонавты»
«Космическая эстафета»
Спортивные игры
«Космический футбол»
КГН
- «Космонавт всегда в порядке» (самообслуживание).
Социально-коммуникативное развитие ОБЖ
Цель: обеспечение осознанного проявления умений безопасного поведения в ситуациях, связанных с различными видами деятельности детей : игровой, трудовой, двигательной, продуктивной, музыкально-художественной. Закрепление и расширение умения работать в условиях совместной деятельности, в команде, и стимулировать оказание взаимопомощи, поддержки.
Познавательные беседы
- Что такое Вселенная?» о Ю. А. Гагарине.
- Беседа «Как готовят космонавтов к полёту».
Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей.
«Человек поднялся в небо»
Цель: расширять и углублять знания о космосе.
Выставка «Человек. Вселенная. Космос» (портреты космонавтов, фото космоса, планет)
Д/ игры и упражнения: «Подбери созвездие»
СРИ
«Космическое путешествие»
Игровые ситуации: «Космический полет», «Земля в иллюминаторе», «Одежда космонавтов», «Бортовой журнал»
«Строительство космического городка»
Игровые ситуации:
«Проект»
«Подготовка строительного материала»
«Объекты»
«Открытие»
«Мы космонавты»
Игровые ситуации: «Тренировочные полеты», «Подготовка к полету», «На орбите», «Выход в космос»
Работа с родителями
Выставка «Космическое пространство»
Оформление папок передвижек «День космонавтики»
Выпуск стенгазеты «55-летие полета первого космонавта в космос»
Викторина «Звездная рулетка»
Труд
- «Приведи в порядок свою планету» (труд в природе, в группе).
Цель: приучать к труду; воспитывать любовь к порядку.
Индивидуальная работа
Рассматривание иллюстраций о космосе, Вселенной.
Речевое развитие
НОД
«Гость из космоса»
«Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине. В школу»
Цель: познакомить с биографией Ю. Гагарина.
Д/игры
«Добавь словечко»
«Подбери рифму»
Художественное слово
«Юрий Гагарин» В. Степанов
«День космонавтики» В. Орлов
«Возвращение» В. Орлов
«Первый» С. Щипачев
«Звездная дорога» М. Светлов
«Памяти Гагарина» А. Твардовский
ЧХЛ
«Звездолетчики» (отрывок из повести В. А. Бороздина)
«Дорога в космос» (отрывок из повести Ю. А. Гагарина)
12 апреля 1961 года (отрывок из повести А. Т. Гагариной «Память сердца»)
«Незнайка на луне» Н. Носов
«Дорога на космодром» Я. К. Голованов
«Созвездие драконов» В. Кащенко
Индивидуальная работа
Д/игра «Скажи наоборот»
Познавательное развитие НОД
Экология
«Голубая планета – Земля»
Цель: объяснить детям что такое «Телескоп», космическое пространство, Вселенная. Показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
НОД
Ознакомление с окружающим миром
«Семья планет»
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы.
НОД
ФЭМП
- «Космос-это интересно».
- «С математикой в космический полёт».
- «Привет с планеты Счетоводов».
Цель: закреплять умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; расширять представления о Земле.
Познавательные беседы
«Земля – какая она?»
Цель: познакомить с представлениями древних людей о форме земли.
«Освоение космоса»
Д/игры и упражнения
«Восстанови порядок в солнечной системе»
«Найди лишнее»
Индивидуальная работа
«Графический диктант»
Самостоятельная деятельность
Конструирование «Летательные аппараты»
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету.
Игры со счетными палочками.
Мелкое лего. Космические пазлы.
Художественно-эстетическое развитие НОД
Рисование
- «Космическое пространство»
- «Космические корабли и космонавты» (рисование).
- «На далёкой, неизведанной планете» (рисование).
Цель: развивать творческие способности, умения комбинировать в работе разные материалы, работать коллективно.
НОД
Лепка
«Космонавт в скафандре»
Аппликация» (коллективная)
«Модель солнечной системы»
Музыкальное развитие
Слушание
«Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича)
«Марш юных космонавтов» В. Войнович
«Млечный путь» (из к/ф «Большое космическое путешествие»);
Тематическое развлечение «Приглашает космодром»
Самостоятельная деятельность
«Космические раскраски», трафареты, дорисовки, лепка.
Приложение 1
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!» : Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р» : движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!» : Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Приложение 2
Дидактические игры :
«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
«Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
«Подбери созвездие».
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
«Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).