Марина Юдина
Игровые упражнения ТРИЗ по развитию речи для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения ТРИЗ по развитию речи.
Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Публикация «Игровые упражнения ТРИЗ по развитию речи для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.
Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.
Остановимся на использовании упражнений ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
В работе по тризовским технологиям по развитию речи можно использовать различные методы и приемы. Хочу познакомить вас с некоторыми.
Один из методов - аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».
Еще один метод - мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.) Или же: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
(На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью. .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.)
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.
- «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Коллаж из сказок» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. "(творческая совместная работа детей и воспитателя.
«Знакомые герои в новых обстоятельствах.» Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.
«Спасательные ситуации в сказках».
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .” Предложите свои варианты спасения котенка.
Примерный речевой материал:
• Внучка маленькая, а бабушка старенькая;
• Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
• Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
• Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
• Заяц серый, а петушок смелый;
• Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
• Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
• У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п
Таким образом использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
- активизации познавательной деятельности детей;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.