Юлия К
Преодоление речевого нарушения при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Преодоление речевого нарушения в процессе взаимодействия учителя логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
Установление партнерских отношений с семьей воспитанников;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки между ДОО и семьей;
Оказать помощь родителям в воспитании детей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Публикация «Преодоление речевого нарушения при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Хорошо известно, что через взаимодействие семьи и детского сада возможно обеспечение целостности социально-педагогической среды и развитие гармоничной личности ребенка. Эффективность успешного влияния заключается не в замене социальных функций одной стороны воспитания другой, а во взаимном дополнении друг друга. С принятием в 2014 г ФГОС ДОО родители являются полноправными участниками педагогического процесса. В связи с этим возникла необходимость объединить усилия и повысить компетентность родителей с целью преодоления речевого нарушения детей с ОВЗ в коррекционно-образовательном процессе. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии воспитанника, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Для решения данной проблемы применялись современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированные (мастер-класс «Логопедическая школа для родителей», «Игры и упражнения для развития голоса», круглый стол «Ценность диалога с ребенком», «Игровое общение как средство развития связной речи»);
- проекты («Куда улетают птицы?», «Послушный ветерок», «День рождения Весны»);
- игровые технологии (моделирование способов родительского поведения).
Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения, главным звеном которой является демонстрация методов и приемов освоения определенного содержания при активной роли всех участников. Были проведены мастер-классы «Логопедическая школа для родителей», «Игры и упражнения для развития голоса». Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. С каждым годом число речевых расстройств неуклонно растет, в связи, с чем необходимо искать новые эффективные средства и формы логопедической коррекции речевых нарушений. «Логопедическая школа для родителей» решает проблему взаимосвязи детского сада и семьи. В рамках проведенных мастер – классов по формированию фонематического слуха, речевых игр повысилась психолого - педагогическая компетентность родителей. Под психолого-педагогической компетентностью мы понимаем, новые знания о психофизических особенностях развития детей, мерах педагогического воздействия с целью преодоления различных речевых нарушений.
Педагоги знают, что основным средством овладения языком и развитием речевой деятельности является повтор. В музыкальной деятельности именно пение мотивирует повторять слова и фразы. Вот почему большинство детских песенок состоят из простых, повторяющихся слов. Вследствие этого была выбрана работа над развитием голосового аппарата, как средством развития речи. Были определены задачи:
1. Выработка правильного звукообразования в музыкальных играх и упражнениях;
2. Работа над дыханием;
3. Работа над дикцией и артикуляцией в песнях и попевках.
В ходе мастер-класса родителям были предложены развивающие игры с голосом. Это подражающие игры: кашель, чихание, голоса птиц и животных, неживой природы: звук машины, часики, дождик, ветер) Также родители предлагали собственные варианты звукоподражаний. Использовались музыкальные игры : «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Музыкальная лесенка» и игры с музыкальными инструментами. Такие игры вызвали положительные эмоции у родителей, а также способствовали формированию звукообразования, развитию интонационного и фонематического слуха. Как известно, в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводились специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата, что способствует развитию четкой дикции. В этом нам помогла артикуляционная гимнастика. В неё были включены упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. В работе над дикцией использовались попевки: «Заинька», «Петушок», Как у наших у ворот», «Две птички», а также прием – проговаривание текста знакомой песни одними губами в разных темпах. Данная работа способствовала выработке протяжного произнесения гласных звуков и четкому внятному произнесению согласных звуков, а также естественному пению без напряжения. Пение объединило общим настроением, способствовало свободному общению и сплочению коллектива родителей.
Еще одна форма взаимодействия с родителями – это «круглый стол», объединяющая в один коллектив педагогов и родителей. Она дает возможность родителям стать исследователями родительского поведения и обменяться опытом семейного воспитания. Были организованы встречи за круглым столом «Ценность диалога с ребенком» и «Игровое общение, как средство развития связной речи». Родителям были предложены образовательные ситуации: научить способам доброжелательного общения с ребенком и научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности. Такая форма работы побуждает родителей к вступлению в контакты и способствует формированию доброжелательного отношения к окружающим. Хотелось бы подчеркнуть мысль о том, что использование в практике семейного воспитания диалога, как способа общения не является способом быстрого достижения практического результата.
Вторая встреча была построена на игровых упражнениях «Закончи предложение», «Анализ проблемных ситуаций», «Заблуждающиеся родители» и др., которые позволили родителям услышать собственные обращения к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями.
В логопедической практике метод проектов актуален и эффективен, так как у ребенка появляется возможность экспериментировать, анализировать, развивать коммуникативные навыки и способность проявить себя. Ребенок поучает возможность самостоятельно искать ответы на интересующие его вопросы. Ребенок успешнее всего развивается в процессе деятельности, а метод проектов позволяет включить ребенка в различные виды деятельности. Вследствие, этого значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. В логопедической группе, проекты планировались по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с общим недоразвитием речи. При реализации проекта использовались задания для самостоятельного выполнения и домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе детского сада является формирование и развитие всех компонентов речи. Были реализованы совместные проекты с родителями «Куда улетают птицы?», «Послушный ветерок», «День рождения Весны». Проведенная работа способствовала формированию устойчивой мотивации детей к речевой самореализации, повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей, повышению заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Практический результат проекта
• Оформление выставки;
• Практическое применение продуктов проекта на занятиях логопедической ритмикой;
• Разработка дидактической игры на лексическую тему.
Также в работе использовались буклеты «Домашние игры, развивающие речь», «О пользе домашнего чтения» и папка-передвижка «Веселые упражнения для профилактики заболеваний горла».
В этих формах разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители – дети» удовлетворяются не только базисные стремления и потребности ребенка, но и стремления и потребности родителей и педагогов.
Проведенная работа дала возможность родителям стать активными участниками педагогического процесса, обменяться опытом семейного воспитания, наладить взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и способствовала более эффективному, преодолению речевых нарушений у детей.