Лучший педагог года

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

София Рамазанова
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
▼ Скачать + Заказать документы

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе» размещена в разделах

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1. коррекционно-развивающее;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать :

• структуру речевого нарушения;

• осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

• закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

• всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

3. Принцип всестороннего воздействия

4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед :

• постановка диафрагмально-речевого дыхания;

• укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

• формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

• обучение умению связно выражать свои мысли;

• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

• развитие психологической базы речи;

• совершенствование мелкой моторики;

• логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель :

Развитие и формирование:

• слухового внимания и слуховой памяти;

• оптико-пространственных представлений;

• зрительной ориентировки на собеседника;

• координации движений;

• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

• темпа и ритма дыхания и речи;

• орального праксиса;

• просодики;

• фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

• План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.

• Журнал взаимодействия.

• Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

• Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.

• Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.

• Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.

Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.

2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

3. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.

5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

6. Дурова Н. В. Фонематика – М., 2002.

7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

8. Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.

9. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки – СПб., 2005.

10. Лукина Л. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.

11. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

12. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

13. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

14. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

15. Рычкова Н. А Логопедическая ритмика – М., 2000.

16. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

17. Гудимов В. П., Лусинян А. А., Ананьева О. П. Поющая азбука – М., 1998.

18. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Публикации по теме:

Аналитический отчёт о совместной работе музыкального руководителя и логопеда в коррекционно-образовательной работе в ДОУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. Взаимодействие логопеда и.

Доклад музыкального руководителя о совместной работе музыкального руководителя и воспитателя Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда Жесткова В. Ф., МОУ детский сад № 90, г. Волгоград. Модернизация дошкольного образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление.

Кинезиология и Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопедаКинезиология и Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В современном обществе сложно найти совершенно здоровых детей. У детей существует множество отклонений в психическом и психосоматическом.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей с ОВЗ старшей группы по теме «Осень» Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формировать двигательные умения.

Конспект интегрированной образовательной деятельности логопеда и музыкального руководителя «Осенние явления» Тема «Осенние явления» Образовательные цели: • Формирование и расширение семантического поля слова «Осень», развитие валентностей слов,.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе 1. Пояснительная записка Актуальность Логопедические диагнозы воспитанников: Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами Во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 13:18
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе» (включая файлы) размещена пользователем София Рамазанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД