София Рамазанова
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Если говорить вам сложно –
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе» размещена в разделах
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
1. коррекционно-развивающее;
2. информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать :
• структуру речевого нарушения;
• осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
• закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
• всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
3. Принцип всестороннего воздействия
4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед :
• постановка диафрагмально-речевого дыхания;
• укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
• формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
• коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
• обучение умению связно выражать свои мысли;
• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
• развитие психологической базы речи;
• совершенствование мелкой моторики;
• логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель :
Развитие и формирование:
• слухового внимания и слуховой памяти;
• оптико-пространственных представлений;
• зрительной ориентировки на собеседника;
• координации движений;
• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
• темпа и ритма дыхания и речи;
• орального праксиса;
• просодики;
• фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.
• План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
• Журнал взаимодействия.
• Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
• Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.
• Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.
• Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.
Список рекомендуемой литературы по теме:
1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
3. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.
5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
6. Дурова Н. В. Фонематика – М., 2002.
7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
8. Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
9. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
10. Лукина Л. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
11. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
12. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
13. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
14. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
15. Рычкова Н. А Логопедическая ритмика – М., 2000.
16. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
17. Гудимов В. П., Лусинян А. А., Ананьева О. П. Поющая азбука – М., 1998.
18. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.