разумова юлия
Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района
«Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности"
Учитель-логопед Желтоножская А. Н.
Педагог-психолог Разумова Ю. Н.
Темочки:
Главным условием реализации ФГОС в настоящее время становится системно-деятельностный подход к образовательному процессу. Специалисты ДОУ в своей практике ориентируются не только на собственные цели и задачи, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
В МДОУ № 5 «Гнездышко» ЯМР у детей, имеющих речевые проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере.
Для создания равных стартовых возможностей в ДОУ и дальнейшего обучения детей в школе, мы реализуем проектную деятельность как форму взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога.
Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть не существует речевых расстройств, при которых, благодаря наличию межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения.
Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей старшего дошкольного возраста.
В летне-оздоровительный период наш детский сад реализует системно-деятельностный подход в проектной деятельности.
По результатам в конце учебного года выявляются пробелы в знаниях детей по основным областям ФГОС ДО. Исходя из этого, составляется тематическое планирование на летний период.
Мы представляем вам психолого-логопедический проект «Остров Детства»
Цель совместной работы: создание психолого-логопедических условий для речевого, познавательного и личностного развитие ребёнка при тесном взаимодействии специалистов с участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги) в проектной деятельности.
Условия реализации проекта :
Тип проекта : Социально-коммуникативный, познавательно-игровой
Продолжительность проекта : краткосрочный на 1 неделю.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Итоговый продукт проекта
1. Развитие ребенка в речевом, познавательном и личностном плане.
2. Пополнение предметно- пространственной развивающей среды (ППРС).
3. Повышение компетентности участников образовательного процесса (родители, педагоги).
Реализация проекта проходила в 3 этапа :
1 этап – организационно – подготовительный (предварительная работа) :
• Подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта : подбор технологий (игр, сказок, рассказов, стихотворений) по реализации задач проекта.
• Изучение опыта педагогов, подбор статей с опытом работы по реализации схожих проектов в других детских садах.
• Пополнение ППРС (игра «калейдоскоп настроений», «забор» психологической разгрузки, почтовый ящик «тайный друг», плакат добрых дел, картотеки игр на развитие артикуляционной, мимической моторики и психоэмоциональной разгрузки, раздаточный материал по развитию речи, дипломы и медали для награждения).
2 этап - практический
• Определения содержания работы педагогов по развитию у детей эмоционально-волевой, коммуникативной, личностной, интеллектуальной сферы (Реализация тематического плана по проекту)
• Разработка итоговых сценариев мероприятий на младший и старший дошкольный возраст.
• Реализация ООД с детьми каждой возрастной группы (чтение художественной литературы, проведение игр по сплочение детей, на развитие творчества, речи и эмоциональной экспрессии)
• Реализация проекта через взаимодействие с родителями воспитанников. Участие родителей в создании коллективной работы «забор» психологической разгрузки, калейдоскоп настроений, почта «тайный друг», просмотр развивающих мультфильмов. Привлечение семьи к работе проекта (буклеты, консультации, памятки для родителей)
3 этап - заключительный
1. Анализ достижения целей и полученных результатов (Подведение итогов по конкурсам проекта, награждение участников проекта)
2. Рефлексия (анализ о проделанной работе на педагогическом совете МДОУ)
Задачи:
Для педагогов :
1)Разработка методического обеспечения по реализации задач образовательных областей.
2)Способствовать развитию взаимопонимания между детьми, формировать отношения доверия друг к другу, умение сотрудничать, вести диалог
3)Создавать оптимальные условия для выражения творческой и речевой активности, эмоциональной экспрессии детей в играх и занятиях.
4) Оказывать поддержку детям, испытывающим эмоциональные и речевые проблемы.
Для детей:
1)Развивать коммуникативные умения, необходимых для успешного развития процессов общения.
2)Развивать эмоционально-волевую сферу. Введение в мир человеческих эмоций и чувств.
3) Развивать интеллектуальную сферу: мыслительные умения, наглядно-действенного и наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления.
4)Развивать личностную сферу - формировать адекватную самооценку, повышение уверенности в своих силах
Для родителей:
1) показать реальные формы работы, возможности психолого-педагогического и логопедического подхода к воспитанию и обучению детей;
2) формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном и речевом развитии;
3) повысить психологическую компетентность родителей ДОУ
Тематическое планирование проекта :
Понедельник «Островок эмоций и звуков».
Вторник «Островок весёлого язычка».
Среда «Островок добрых дел и комплиментов».
Четверг «Островок семьи».
Пятница «Островок дружбы»
Итоговый продукт по проекту : 1. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста:
«Цветик - семицветик».
2. Развлечение для детей младшего дошкольного возраста: «Веселое путешествие в страну хорошего настроения».
В течение недели:
Игры на психоэмоциональную разгрузку.
Игры на развитие артикуляционного аппарата.