Елена Алтухова
Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией
Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией.
Холодные аппликации, массаж кубиками льда – эти лечебные методы объединяет один действующий физический фактор – холод. Применение низких температур в медицинских целях берет свое начало в глубине веков и продолжает оставаться актуальным сегодня.
Криотерапия – это воздействие на ткани организма низкими (менее +5°C) и сверхнизкими (до -160°C) температурами, благодаря чему возникает быстрое охлаждение кожного покрова до +1 °С.
Публикация «Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией» размещена в разделах
В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к. п. н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л. С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.
Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т. е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.
Предварительная работа
Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.
Рекомендации.
• Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
• Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
• На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.
Основной этап работы
1. Криотерапия.
Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В. А. Киселева).
Рис. 1. Схема расположения активных точек в области губ.
2. Полоскание полости рта.
• Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
• Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
3. Логопедический массаж.
• Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е. Ф. Архипова).
• Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
• Массаж по точкам.
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В. А. Киселева).
• Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В. А. Киселева).
4. Жевание твёрдой пищи.
Инструкция для родителей детей-дизартриков :
• Грызём, жуём, глотаем - морковку.
• Грызём - сухари, баранки, сушки.
5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е. М. Косинова).
• Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
• «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
• «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
• «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
• «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
• «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
• «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
• Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа, с усилием сделать глотательные движения.
• На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.
8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В. А. Киселева).
• а а а; э э э; и и и;
• аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
• аэи, аэи, аэи.
Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
Литература.
1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М., 2007.
2. Блыскина И. В. Логопедический массаж. - СПб., 2004.
3. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М., 2005.
4. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. - М., 2007.
5. Косинова Е. М. Уроки логопеда. - М., 2003.