Зарина Рудик
Формирование интонационной выразительности у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и родителей. В настоящее время существует актуальная проблема, которая заключается в том, что, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения.
Публикация «Формирование интонационной выразительности у детей с дизартрией» размещена в разделах
В работах логопедов-исследователей Е. Е. Шевцовой, Л. В. Забродиной говорится, что нарушение просодики наблюдается у большинства детей с речевой патологией, особенно при дизартрии. Монотонность речи в данном случае является одним из диагностических показателей патологии речи. Среди детей, посещающих мои занятия, детей с дизартрией большинство.
Отсутствие видимой эмоциональности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма и других просодических элементов не способствует коммуникации таких детей, ухудшает их адаптацию в обществе.
Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, и, разумеется, через интонацию. Интонационные средства выразительности организуют речь в целом и делают процесс коммуникации более информативным.
У детей со стёртой дизартрией нарушены базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что препятствует овладению навыками коммуникации. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи в дошкольном возрасте.
Такая работа должна избавить от монотонности речи, придать ей эмоциональность, что в конечном итоге улучшит коммуникативный навык у ребят.
Нарушениями интонационной стороны речи, её диагностикой, развитием и коррекцией занимались многие авторы: составители программы ДОУ для детей с нарушениями речи Г. Б. Чиркина и Т. Б. Филичева, Н. М. Гордеева, автор учебника «Технологии формирования интонационной стороны речи», автор учебника по логоритмике Г. А. Волкова, Е. Е. Шевцова и Л. В. Забродина и др.