Анна Трунилина
Консультация «Преодоление водобоязни у детей»
Около года назад в Борисоглебском детском саду №1 появился бассейн. В большинстве случаев дети быстро адаптируются к воде, у них сразу возникает интерес к занятиям по плаванию. Даже если на первых порах ребенок испытывал дискомфорт, робость, то буквально через 3 – 4 занятия, ребенок ведет себя уверенно и занимается с большой радостью. Но бывают те редкие случаи, когда страх перед водой оказывается сильнее. Я, как молодой специалист, в области плавания, столкнулась с таким понятием как боязнь воды или водобоязнь.
По мнению Р. А. Дмитриева, водобоязнь – это форма страха,
Публикация «Консультация „Преодоление водобоязни у детей“» размещена в разделах
относящаяся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и глаза. Температурное воздействие и давление воды вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Вследствие этого важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – вязкостью, плотностью, выталкивающей силой, сопротивлением, температурой.
По многолетним наблюдениям В. С. Васильева около 5 % детей испытывают страх перед водой. В моей практике в каждой группе, находится 1-2 человека с такой проблемой. Эта проблема является очень актуальной при начальном обучении плаванию.
Люди, страдающие боязнью воды, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой.
В этой статье я хочу поделиться практическими советами по преодолению водобоязни у детей.
Основные причины возникновения водобоязни у детей :
- страх смерти;
- ужас невиданного и неведомого;
- личный опыт утопления (захлебывания, в том числе приобретенный в младенческом возрасте.
Советы по преодолению водобоязни :
1. Как можно раньше начните приобщать ребенка к водным процедурам. Дайте ему тазик с игрушками, после чего игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из ковша, лейки, начиная с ног. Контролируйте температуру воды. Выберите оптимальную для вашего ребенка.
2. Поговорите с ребенком. Объясните ему, что вода ласковая, чистая, добрая, прозрачная. Положите предметы на дно. Предложите их рассмотреть и достать.
3. Предложите ребенку подуть на воду, как на горячий чай. Обратите его внимание на рябь, которая появилась на воде. Для наглядности используйте какую-либо плавающую игрушку (кораблик, опустив ее в ванну. Предложите подуть на игрушку. Поиграйте с малышом «гоняя» игрушку друг другу.
4. Для освоения следующего этапа нужно научить ребенка делать выдох в воду. Скажите ребенку, что сейчас его будут учить делать волшебные пузыри, которые появятся, если опустив губы в воду, слегка подуть. Покажите ребенку, как это нужно делать. Обратите его внимание, что вода «забурлила». Объясните, что воду после выдоха пить нельзя ни в коем случае, чтобы не захлебнуться.
5. Далее в ванной предложите своему чаду принять горизонтальное положение на спине и груди, опираясь на предплечья.
6. Следующий этап – попросите ребенка принять горизонтальное положение с задержкой дыхания под водой. Скажите что вы сейчас будете играть в «Подводную лодку».
7. Со временем, когда ребенок научится безбоязненно задерживать дыхание под водой, предложите ему выпрямить руки вдоль туловища, а сами поддержите его затылок рукой.
8. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, что ноги должны быть прямыми, а носки оттянуты. Далее нужно принять горизонтальное положение в воде. Опираясь на предплечья выполнить движения ногами – вверх, вниз поочередно. Ноги должны быть под водой, чтобы не создавать брызг.
9. Когда ребенок начнет безбоязненно выполнять все вышеизложенные упражнения в ванной, можно приступать к следующему этапу – знакомству с большой водой. Летом это может быть река или море. А в зимний период – бассейн. Помните: вы рядом, вы – пример для ребенка. Попробуйте выполнить все те же упражнения вместе с ним.
Так, постепенно, с помощью родителей, ребенок преодолеет свой страх перед водой. После того как страх исчезнет, у него появится желание научиться плавать. Приобретенный навык поможет ему в дальнейшей жизни. Даже если ребенок не станет спортсменом, он научится плавать, трудиться, добиваться своей цели.