Масесьянц Елена
Преемственность детского сада и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность МБДОУ детского сада «Сказка» и Мбоу Вишнёвской СОШ №2 на 20152016 учебный год
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.
Публикация «Преемственность детского сада и школы» размещена в разделах
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учёбы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребёнку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребё нка соответствующих мотивов обучения: отношение к учёбе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебным предметам.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почётное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.
Обозначив и осознав данную проблему, коллектив МБДОУ детского сада «Сказка» налаживает плодотворное сотрудничество с учителями МБОУ Вишнёвской СОШ №2, в ходе которого решаются следующие задачи:
•Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
•Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
•Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
•Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
•Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу;
•Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Данная работа ведётся по трём направлениям.
Первое – диагностико-коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.
Второе – психолого-педагогическое направление – подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребёнка к школе и пути преодоления", "Гармония общения – залог психического здоровья" и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развивать у ребёнка любовь к чтению, "Игра – это серьёзно", дают рекомендации по формированию предпосылок к учебной деятельности. Специально для родителей в методическом кабинете ДОУ ведется папка "Сотрудничество со школой", где они могут найти полезную информацию.
Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета.
Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи индивидуально с каждым ребёнком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.
Таким образом, благодаря данной методике, по мнению педагогов, выпускники детского сада "Сказка" легко адаптируются к школе, быстро начинают свободно читать, хорошо понимая содержание прочитанного. Результаты такого сотрудничества свидетельствуют о том, что работа ведётся в правильном направлении.
Приложение 2
Рекомендации для родителей по формированию учебной деятельности к школе
1. Диагностирование детей на психологическую готовность к школе проводится по методикам, которые описаны в книгах:
•А. А. Венгер, А. Л. Венгер. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994;
•Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.
2. Занятия по подготовке к школе должны включать игровые моменты, ведь для ребёнка в 6,6 лет главным видом деятельности является игра. Длительность занятия не должна превышать 30 мин, иначе дошкольник будет утомляться и не усвоит учебный материал. Нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности. В середине занятия необходимо провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате.
3. Критерии психологической готовности:
•Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учёбы; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
•Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
•Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами);
•Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять "выше-ниже", "больше-меньше", "вперёд-назад", "слева-справа");
•Координация в системе "глаз-рука" (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например из книг);
•Развитие логического мышления (способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять их в группы по общим существенным признакам);
•Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 мин).
4. Дома полезно:
• Развивать мелкую моторику: много лепить, рисовать, вырезать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;
•Развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);
•Выучить с ребё нком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времён года, названия месяцев.
Старший воспитатель I квалификационной категории ___ / Е. П. Масесьянц