Лариса Деревянко
Преемственность детского сада и школы — важный фактор успешного обучения ребенка в школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнии детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений»
В. А. Сухомлинский
Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Преемственность детского сада и школы — важный фактор успешного обучения ребенка в школе» размещена в разделах
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" не травмируя психику ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Основная задача как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы – обеспечить последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности :
обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности. Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно
Между нашим детским садом и начальной школой уже давно установились прочные деловые отношения. Воспитатели, так же как и учителя, заинтересованы, чтобы наши выпускники были хорошо подготовлены к школе
В течение учебного года подготовительную к школе группу посещает логопед, мы хотим, чтобы наши дети, идя в школу, говорили правильно. Воспитатели подготовительной группы работают в тесном контакте с учителями начальной школы : учителя посещают занятия, анализируют знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы; присутствуют на праздниках; проводим совместные педсоветы по вопросам воспитания и обучения детей, родительские собрания «На пороге школы», «Готовность ребенка к школе»; анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; тестирования детей по определению «школьной зрелости» в подготовительной к школе группе, дни открытых дверей для родителей в детском саду и школе.
Воспитатели подготовительной группы посещают уроки математики, чтения, русского языка, анализируя и изучая знания и навыки детей, приобретенные в детском саду. Детей подготовительной к школе группы приглашаются в школу на праздники : «Прощание с Букварем», «Книжкина неделя», в школьный музей казачества.
Дети обмениваются впечатлениями, ведь первоклассники- это их вчерашние товарищи по садику. На каникулах первоклассники приходят в детский сад, показы-вают свои маленькие, но уже достижения.
В конце учебного года, перед выпуском детей в школу, с детьми работает психолог, тестируя их. И нужно отметить, что все дети показывают неплохие результаты. Есть дети читающие, но для меня это не столь важно. Главное, чтобы мои воспитанники были всесторонне развиты.
Мой педагогический опыт позволяет говорить о преемственности, как о процессе двустороннем. На дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Считаю, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.
Предлагаю конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе
«Расскажем о зиме».
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГ ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ О ЗИМЕ»
(разработан воспитателем МКДОУ «Детский сад№9»
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить названия зимних месяцев (в народном календаре);
- вспомнить пословицы и поговорки о зиме;
- закрепить знания о словах- предметах, словах- признаках;
- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен;
- упражнять в умении составлять описательные рассказы по картине
- учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце; создавать собственные танцевальные импровизации.
Развивающие:
- развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию;
- продолжать прививать чуткость к поэтическому слову.
Предварительная работа:
- наблюдения за зимними явлениями в природе;
- рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж;
- прослушивание музыкальных произведений на тему зимы;
- чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании;
- разъяснение незнакомых слов;
- заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме.
Словарь:
слова-предметы, слова-признаки; «студень», «просинец», «вьюговей».
Оборудование и материалы:
репрдукции картин местного художника Н. И. Пожидаева; костюм и письмо для поч-
тальона Печкина; ватный снежок; аудиозаписи «Декабрь» П. И. Чайковского; портреты
поэтов С. Есенина, А. Фета, И. Сурикова; материал для аппликации (вата, белые
шерстяные нити, белая и цветная бумага, клей).
Ход занятия
(Играет мелодия «Кабы не было зимы». Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.)
Печкин: Здравствуйте, это я почтальон Печкин, принес письмо для ваших ребят. (Отдает, его благодарят, и он уходит)
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята. Мы живем на острове Чунга
Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы. Какая она? Напишите на
о ней или нарисуйте пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга- Чанга.
Ребята, как вы считаете, стоит –ли выполнять просьбу? (ответы-рассуждения детей)
Тогда мы сначала расскажем о зиме все, что знаем, а потом свои знания, впечатления и
хорошее настроение перенесем в аппликацию и отправим эти работы жителям острова
Чунга-Чанга. Я знаю в нашем детском саду место, где мы можем спокойно поговоритьо
зиме. Я приглашаю вас в музыкальный зал. (дети рассаживаются на стульчики полукру-
гом).
Воспитатель:
1. А начнем мы наш разговор с зимних месяцев. Назовите их. (дети называют)
Скажите их названия в народном календаре.
А теперь вспомните пословицы и поговорки о зиме.
2. Я знаю, что любимое занятие всех детей зимой- игра в снежки. Вот мы сейчас и по-
играем. А игра называется «Предмет и его признаки» (Воспитатель бросает ребенку
снежок, а тот называет предмет, относящийся к зиме. Остальные дети называют при-
знаки этого предмета.)
3. Составление описательного рассказа по картине.
(Воспитатель вешает картины с изображение зимних пейзажей)
Я хочу обратить ваше внимание на эти картины. Их написал художник нашего села
Н. И. Пожидаев. Рассмотрите их и пожалуйста ответьте на мои вопросы красивыми
предложениями.
- Какое время года нарисовано на картинах?
- В каком жанре живописи они написаны?
Да, это зимние пейзажи. Опишите любую картину расскажите, что вы чувствуете, глядя
на нее. Чтобы ваш рассказ получился красивым, вспомните план, который мы исполь-
зуем при описании картин. (Дети по уже знакомому плану описывают картины)
4. Муз. руководитель: Вы, ребята, рассмотрели чудесные картины. А сейчас я предла-
гаю вам послушать знакомую пьесу. (Дети слушают фрагмент пьесы «Декабрь» П. И.
Чайковского)
- Как называется эта пьеса и кто ее автор?
- Какой характер у этой музыки?
- Что вам представляется, когда вы слышите эту пьесу?
А сейчас возьмите снежинки и потанцуйте с ними под эту мелодию.
Физминутка
(Дети танцуют со снежинками)
Воспитатель: Вы так старались в движениях, в пластике передать характер музыки и
вам это удалось.
5. Чтение стихотворений о зиме.
Художники передают настроение зимы в красках, композиторы- в музыке, а поэты –в
стихах. Давайте вспомним и прочтем стихи наших великих русских поэтов о зиме.
(Дети читают ст. С. Есенина «Береза», А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…», «И. Сури-
кова «Детство»)
Скажите, когда вы слышите ст. И Сурикова «Детство», каким по характеру оно вам ка-
жется? А вам нравится зима? За что? (Рассуждения детей) Вот об этом мы сейчас и спо-
ем.
Песня «Ах, снежок»
Воспитатель: Вот теперь наступил самый ответственный момент. Все свои впечатления
о зиме, хорошее настроение вы сейчас перенесете на бумагу, выполнив аппликацию. А
затем все работы мы вложим в конверт и отошлем жителям острова Чунга-Чанга.
(У детей на столах лежит все необходимое для выполнения аппликации. Дети по выбору
берут материал. Выполненные работы воспитатель помещает на доску для рассматрива-
ния и подведения итога.)
Итог: ребята, как вы думаете, жители острова Чунга-Чанга поймут, что такое зима, гля-
дя на ваши работы? Как только ваши аппликации высохнут, мы сразу же отнесем их на
почту. А сейчас мы пойдем на прогулку наслаждаться красотой зимней природы.