Ольга Меркурьева
Преемственность ДОУ и начальной школы по здоровьесбережению в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Меркурьева Ольга Борисовна,
инструктор по физической культуре,
МБДОУ «Добрянский детский сад № 21»,
г. Добрянка, Пермский край
Преемственность ДОУ и начальной школы
по здоровьесбережению в рамках ФГОС
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир.
Публикация «Преемственность ДОУ и начальной школы по здоровьесбережению в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Российский (советский) психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возраста. Это давало ученому основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной во все времена.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума.
Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Одним из условий успешной подготовки к школе является физическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.
В вопросах преемственности физического воспитания в детском саду и школе, как в теории, так и на практике пока остается много нерешенных проблем. В школе физическое воспитание претерпевает значительную перестройку по сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам.
Наши наблюдения показали, что не все поступившие из детского сада в школу дети легко приспосабливаются к новой обстановке. Существенную трудность для первоклассников представляют 45-минутные уроки, требующие длительного сосредоточения внимания. Особенно трудно ребенку сохранять неподвижность в течение урока. Анализ двигательного режима в детском саду и школе показал, что в школе двигательная нагрузка уменьшается в 1,5-2 раза. Если в подготовительной группе детского сада она составляет 18-22 тыс. шагов, то в школе сводится до 10-13 тыс. шагов в течение дня (измерения шагомером «Заря» проводились в зимнее время в ноябре-декабре, с 8 до 17 ч). Первоклассникам явно недостает эффективных физических нагрузок, смены умственной и физической активности (двигательные упражнения, подвижные игры и т. п.).
В программе 1 класса предусмотрено в неделю 2 урока физкультуры – 90 мин, гимнастика до уроков – 60 мин, физкультурные минутки, игры и физические упражнения на переменах – 120 мин. Итого за неделю должно быть 270 минут организованных физкультурных мероприятий.
В программе нашего детского сада в подготовительной к школе группе в неделю предусмотрено 320 минут физкультурных мероприятий.
Однако фактически в школе не все запланированные мероприятия проводятся. В итоге в практике первоклассники имеют в неделю физкультурных мероприятий почти в 2 раза меньше предусмотренных по программе.
Решая задачу двигательной активности детей, воспитатели уделяют внимание повышению плотности организованных мероприятий, в частности гимнастики и физкультурных занятий. Плотность занятий в детском саду в среднем от 65 до 75%.
Плотность же уроков физической культуры в 1-х классах школы оказалась значительно ниже – 30-40%. Недостаточно продумана методика уроков: учителя в недостаточной степени используют такие приёмы, как показ и объяснение. Не уделяют серьезного внимания обучению основным движениям, отработке навыков движений, не добиваются качественного выполнения упражнений. Отсутствие должных условий для проведения уроков физкультуры, низкая плотность уроков, недостаточное внимание к качеству выполнения движений, невысокая двигательная активность в течение дня сказываются на физической подготовленности детей, Это подтверждает, что школа недостаточно активно использует и совершенствует приобретенные детьми в дошкольном возрасте двигательные навыки.
Опыт показывает, что высокий уровень физической подготовленности детей в дошкольный период при условии продолжения качественной работы по физическому воспитанию в школе обеспечивает улучшение всех показателей развития основных движений и поддержание хорошей работоспособности у детей в начальных классах.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения и школы, родителями воспитанников. Организация работы ДОУ по преемственности со школой осуществляется по трем основным направлениям: методическая работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников / «Школа светофорных наук», «Веселые старты», «День здоровья»/ и др. ; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы);
2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов. Консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе. Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные вечера, тематические досуги. Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.). Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар); и др.
В результате таких контактов педагоги нашего ДОУ и школы достигли хорошего взаимопонимания. Воспитатели яснее стали осознавать требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, стали глубже вникать в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает нам установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительных групп ДОУ и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, требуют нового подхода к осуществлению преемственности ДОУ и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П., Зубова Г. Г. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие, М. : ТЦ Сфера, 2006г.
2. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М. : Школьная Пресса, 2008г.
3. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.