Елена
Методические рекомендации по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение является неотъемлемой частью патриотического воспитания младших школьников, средством повышения эффективности обучения и воспитания любви к Родине.
Цели и задачи работы:
• воспитание патриотизма младших школьников через использование краеведческого материала на уроках;
• активизация деятельности учащихся по изучению родного края;
• обогащение словарного запаса младших школьников;
• развитие личностных ресурсов и качеств обучающихся.
Система работы:
• Урок
Публикация «Методические рекомендации по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Организация внеурочной деятельности реализуется на основе Программы «Азбука юного Ульяновского школьника или Путешествие по родному краю», авт. С. Ю. Прохорова, Е. А. Хасьянова, курса «Речь» на основе Программы Т. Н. Соколовой «Школа развития речи» (Юным умникам и умницам).
• Участие в Региональном проекте «Воспитай патриота!» через организацию интерактивных занятий на базе Музея–заповедника «Родина В. И. Ленина».
• Участие в школьных и городских праздниках, творческих конкурсах.
• Защита детских творческих проектов в школьном научном обществе «Истоки».
• Система классных часов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, встречи с интересными людьми: ветеранами Великой Отечественной войны, моряками-подводниками, поэтами Симбирского - Ульяновского края.
• Организация внеклассных мероприятий и на базе центров дополнительного образования, школ искусств.
• Создания информационного стенда на основе собранных материалов об истории города, его улиц, родной школы.
• Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, создание коллекций.
• Работа с интерактивной картой в рамках проекта «Воспитай патриота!» на сайте «Музея-заповедника Родина В. И. Ленина».
На уроках русского языка я использую материалы, составленные на основе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т. д.) Это способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся.
Самая универсальная часть урока русского языка - это минутки чистописания.
• Во время их проведения, наряду с совершенствованием графических навыков можно осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания не только по изучаемым темам русского языка, но и обогащать словарный запас учащихся знаниями географических терминов.
• На материале заданий по чистописанию можно организовать любую языковую разминку и знакомство с краеведческим материалом.
• Система словарной работы на основе краеведческого материала состоит в том, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, усвоено, воспроизводилось учащимися в нужных случаях.
Пример. Буква бб Бб Ббб Б б
Ульяновская областная библиотека имени С. Т. Аксакова. Баевское окаменелое дерево. Белемниты. Белое озеро. Борец северный. Богомол.
Введение материала через минутки чистописания.
• В ходе работы использую упражнения по разделам УМК.
Пример. Экопарк «Чёрное озеро».
(«Текст. Однородные члены предложения»)
Как и у каждого города, у Ульяновска есть свои широкие улицы бульвары. А за этим фасадом прячутся чудесные «дикие» уголки природы, в которых отдыхает душа. Чёрное озеро располагается в пределах высокой поймы левого берега реки Свияги в Засвияжском районе города Ульяновска. Здесь обитают водоплавающие птицы: кряквы,гоголи,чирки,чайки.
• 1. Прочитай. Можно ли назвать это текстом? Почему?
• 2. Определи однородные члены в предложениях.
• 3. Подумай, где надо поставить запятые.
• 4. Спиши, подчеркни в тексте слова- топонимы.
• При изучении многих тем я использую отрывки из стихов и рассказов Ульяновских - Симбирских писателей, а также воспоминания известных людей о Симбирске.
Пример. Тема: Род и число имён существительных.
…Босая тропинка
С пригорка бежит до колодца,
Где с небом
В травинках
Вода себе бьётся да бьётся…
И, словно ребёнок,
Ладони плеснув на оконце,
Звенит жаворонок,
Гнездо своё зная да солнце.
Не раз это чудо,
Не раз ликовало в кустах.
На речке запруда –
Замок на хрустальных устах.
(Н. Н. Благов – один из самых прославленных поволжских поэтов.)
Задания:
1. Прочитайте стихотворение. О чём оно?
2. Определи род и число имён существительных.
3. Спиши, подчеркни существительные, укажи род и число.
Свободные диктанты на основе краеведческого материала (1-4кл)
Пример. 4 класс. Речка Черемшан.
Черемшан - река в Ульяновской области, Татарстане, Самарской области. На дне её лежат камешки. По дну снуют маленькие рыбки. Это пескарики. Они любопытные и прожорливые. Бросишь в воду банку с хлебными крошками - рыбки мигом залезают в неё. Кроме этих шустрых рыбёшек, в Черемшане водится и сом. Сом - осторожная рыба, залегает в глубокие ямы и подстерегает маленьких рыбёшек. На берегах Черемшана живут разные виды водоплавающих птиц.
Упражнения с использованием краеведческого материала.
Пример. Ребята и утята.
Маленькая дикая уточка чирок решилась перевести своих утят из леса в озеро. Долгий был путь.
Человек, ястреб, лисица могли увидеть птичью семью. Мать не выпускала утят из вида. Тут ребята заметили птенцов и захотели поймать их.
Мать хлопала крыльями, бегала с раскрытым клювом, перелетала в разные стороны. Потом она бросилась спасать своих детей. Она что-то громко крикнула им и побежала в поле. Дети послушались её, быстро выстроились в ряд и побежали к озеру. Семья продолжала свой путь.
По берегам рек и озёр в Ульяновской области гнездятся утки чирки.
(По М. Пришвину)
1. В каком предложении заключена основная мысль?
2. Определить тип текста.
3. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к тексту?
4. В предложениях третьего абзаца подчеркнуть грамматическую основу.
5. Выписать однокоренные слова, выделить в них корень.
6. Выписать словарные слова.
7. Выписать из текста глаголы с приставками, выделить приставки.
8. Во втором абзаце указать падеж имён существительных.
В дальнейшем, можно сказать, что продолжая работу по направлениям «Краеведение», «Патриотическое воспитание младших школьников» можно будет увидеть результат через создание единого классного стенда и участие в городских, региональных конкурсах, пополнение экспонатами коллекций.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться своём районе, городе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.