Андреева Елена
Представление педагогического опыта педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ОПЫТА
Использование арт-терапевтических методик в работе школьного психолога.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
В настоящее время арт-терапия получает все большее распространение как самостоятельное направление в психотерапии.
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Публикация «Представление педагогического опыта педагога-психолога» размещена в разделах
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:
• межличностные конфликты
• кризисные состояния
• травмы
• потери
• невротические расстройства
• развитие креативности
• развитие целостности личности
• обнаружение личностных смыслов через творчество
Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний. Виды арт-терапии:
• Анимационная терапия
• Артсинтезтерапия
• Библиотерапия
• Видеотерапия
• Драматерапия
• Игротерапия
• Изотерапия
• Маскотерапия
• Музыкотерапия
• Оригами
• Песочная терапия
• Работа с глиной (пластилином)
• Сказкотерапия
• Цветотерапия
Исходя из того что арт-терапевтические приемы доступны и близки детям разного возраста, считаю этот опыт перспективным для использования в общеобразовательной школе, так как подходит и детям, и их родителям. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА
С первого года работы в должности педагога-психолога возникла необходимость решать поступающие запросы быстро, эффективно, с видимым результатом. Обобщив опыт практических психологов, опробовав его в групповой работе по коррекции тревожности, пришла к выводу, что арттерапия самый доступный, толерантный и порой единственно эффективный способ помочь человеку раскрыть себя, решить свою проблему, вербализовать свои чувства.
Арт-терапевтические занятия с обсуждением психологических трудностей проходит фоном основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности. Независимо проходит занятие в группе или индивидуально.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Появление арт-терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и наук относят примерно к 30-м годам прошлого столетия.
На начальных этапах своего развития арттерапия находилась под влиянием психоанализа, в соответствии, с теорией которого конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивался как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике.
Искусство как терапевтическая техника впервые была применена Маргарет Наумбург, воспитанной в духе традиционного психоанализа, в рамках которого акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации. Как вспомогательную технику М. Наумбург предлагала использовать спонтанный рисунок.
В своей работе Наумбург опиралась на идею З. Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов.
Продолжательницей работ М. Наумбург в 1950-х гг. стала Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к арттерапии, работая исключительно с детьми. Э. Крамер утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Она считала, что задача терапевта состоит в приобщении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмоциональной поддержки.
На современном этапе данный метод приобрел особую актуальность, и педагогическую целесообразность, которая заключается в том, что арттерапия:
-позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для ее решения;
-мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и тому подобное;
-позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой;
-ориентирует на эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивает уверенность в себе, создает чувство защищённости;
-решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья;
-является эмоционально – развивающей;
-использует художественное творчество как способ психологической работы и психологической поддержки детей.
Этот метод является поистине уникальным, продуктивным и незаменимым способом психологической работы с детьми.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Рассмотрим содержание опыта по применению арттерапии в моей деятельности.
Цель:
- психологическая поддержка и восстановление способности каждого обратившегося гармонизировать свои внутренние переживания и приводить свой внутренний мир в состояние равновесия.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать положительному восприятию себя и других людей;
- развивать социальную и коммуникативную компетентность;
- учить выражать свою любовь;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Основная техника, применяемая мной в психологической коррекции — это техника активного воображения, которая открывает возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я». Этот механизм эффективен, потому что позволяет воссоздать психотравмирующую ситуацию и найти пути ее решения через преобразование этой ситуации с помощью включения процесса творчества.
Занятия проходят в группе и индивидуально, в активной и смешанной форме.
Этапы арттерапевтической работы:
1) подготовительный этап;
2) этап формирования системы отношений и начала творческой деятельности;
3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента;
4) завершающий этап.
Материалы, используемые в работе: краски, карандаши, восковые мелки, журналы, цветная бумага, фольга, текстиль — для создания коллажей или объемных композиций, пластилин, дерево, пластилин для лепки, бумага для рисования, кисти, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч, игрушки.
Принципы арт-терапевтической работы, которых я придерживаюсь на своих занятиях.
1. Безоценочное восприятие всех работ: в арттерапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.
5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Эффективность работы определяется решением проблем, с которыми обращаются к педагогу-психологу, снижением показателей тревожности, уравновешенностью общего состояния, решением проблемы обращения.
В межаттестационный период методами арттерапии решались как индивидуальные, так и групповые обращения. Индивидуальные обращения с различными проблемами: нарушения эмоционально-волевой сферы, импульсивность, страхи, школьная тревожность, искаженной самооценки, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях. В результате занятий у детей улучшилось общее состояние, уравновешеннее стали протекать реакции на тревожащие ситуации, эмоциональное состояние улучшилось, стабилизировались межличностные отношения в классе. В группах дети легко вовлекались в работу, с энтузиазмом и творчеством выполняли задания, были откровенны, проявляли терпимость интерес к проявлению внутренних переживаний. После проведения занятий учителя отмечали улучшение взаимоотношений в классе, проявление дружелюбной атмосферы принятия учеников, после индивидуальных занятий изменение стереотипов поведения, снятие страхов и т. д.
ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЫТА
Как показывает практика работы в рамках применения арттерапевтических приемов, со всеми трудностями при желании можно легко справиться. Поэтому, сталкиваясь с проблемой, нахожу причины ее появления, подбираю пути и способы ее преодоления. Трудности материально-технического обеспечения решаются вложением личных средств, вопросы подбора методик и приемов арттерапии решаются более глубоким диагностическим анализом проблемных ситуаций и нахождением адекватных приемов коррекции.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Своими результатами я делюсь на педсоветах, методических объединениях воспитателей школы-интерната.