Папки-передвижки

Представление педагогического опыта педагога-психолога

Андреева Елена
Представление педагогического опыта педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА ОПЫТА

Использование арт-терапевтических методик в работе школьного психолога.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

В настоящее время арт-терапия получает все большее распространение как самостоятельное направление в психотерапии.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Публикация «Представление педагогического опыта педагога-психолога» размещена в разделах

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:

• межличностные конфликты

• кризисные состояния

• травмы

• потери

• невротические расстройства

• развитие креативности

• развитие целостности личности

• обнаружение личностных смыслов через творчество

Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний. Виды арт-терапии:

• Анимационная терапия

• Артсинтезтерапия

• Библиотерапия

• Видеотерапия

• Драматерапия

• Игротерапия

• Изотерапия

• Маскотерапия

• Музыкотерапия

• Оригами

• Песочная терапия

• Работа с глиной (пластилином)

• Сказкотерапия

• Цветотерапия

Исходя из того что арт-терапевтические приемы доступны и близки детям разного возраста, считаю этот опыт перспективным для использования в общеобразовательной школе, так как подходит и детям, и их родителям. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА

С первого года работы в должности педагога-психолога возникла необходимость решать поступающие запросы быстро, эффективно, с видимым результатом. Обобщив опыт практических психологов, опробовав его в групповой работе по коррекции тревожности, пришла к выводу, что арттерапия самый доступный, толерантный и порой единственно эффективный способ помочь человеку раскрыть себя, решить свою проблему, вербализовать свои чувства.

Арт-терапевтические занятия с обсуждением психологических трудностей проходит фоном основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности. Независимо проходит занятие в группе или индивидуально.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Появление арт-терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и наук относят примерно к 30-м годам прошлого столетия.

На начальных этапах своего развития арттерапия находилась под влиянием психоанализа, в соответствии, с теорией которого конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивался как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике.

Искусство как терапевтическая техника впервые была применена Маргарет Наумбург, воспитанной в духе традиционного психоанализа, в рамках которого акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации. Как вспомогательную технику М. Наумбург предлагала использовать спонтанный рисунок.

В своей работе Наумбург опиралась на идею З. Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов.

Продолжательницей работ М. Наумбург в 1950-х гг. стала Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к арттерапии, работая исключительно с детьми. Э. Крамер утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Она считала, что задача терапевта состоит в приобщении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмоциональной поддержки.

На современном этапе данный метод приобрел особую актуальность, и педагогическую целесообразность, которая заключается в том, что арттерапия:

-позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для ее решения;

-мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и тому подобное;

-позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой;

-ориентирует на эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивает уверенность в себе, создает чувство защищённости;

-решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья;

-является эмоционально – развивающей;

-использует художественное творчество как способ психологической работы и психологической поддержки детей.

Этот метод является поистине уникальным, продуктивным и незаменимым способом психологической работы с детьми.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Рассмотрим содержание опыта по применению арттерапии в моей деятельности.

Цель:

- психологическая поддержка и восстановление способности каждого обратившегося гармонизировать свои внутренние переживания и приводить свой внутренний мир в состояние равновесия.

Основные задачи:

- способствовать самопознанию, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

- обучать положительному восприятию себя и других людей;

- развивать социальную и коммуникативную компетентность;

- учить выражать свою любовь;

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- корректировать нежелательные черты характера и поведения;

- обучать ребенка рефлексивным умениям;

- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

Основная техника, применяемая мной в психологической коррекции — это техника активного воображения, которая открывает возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я». Этот механизм эффективен, потому что позволяет воссоздать психотравмирующую ситуацию и найти пути ее решения через преобразование этой ситуации с помощью включения процесса творчества.

Занятия проходят в группе и индивидуально, в активной и смешанной форме.

Этапы арттерапевтической работы:

1) подготовительный этап;

2) этап формирования системы отношений и начала творческой деятельности;

3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента;

4) завершающий этап.

Материалы, используемые в работе: краски, карандаши, восковые мелки, журналы, цветная бумага, фольга, текстиль — для создания коллажей или объемных композиций, пластилин, дерево, пластилин для лепки, бумага для рисования, кисти, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч, игрушки.

Принципы арт-терапевтической работы, которых я придерживаюсь на своих занятиях.

1. Безоценочное восприятие всех работ: в арттерапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.

3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.

5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.

6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Эффективность работы определяется решением проблем, с которыми обращаются к педагогу-психологу, снижением показателей тревожности, уравновешенностью общего состояния, решением проблемы обращения.

В межаттестационный период методами арттерапии решались как индивидуальные, так и групповые обращения. Индивидуальные обращения с различными проблемами: нарушения эмоционально-волевой сферы, импульсивность, страхи, школьная тревожность, искаженной самооценки, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях. В результате занятий у детей улучшилось общее состояние, уравновешеннее стали протекать реакции на тревожащие ситуации, эмоциональное состояние улучшилось, стабилизировались межличностные отношения в классе. В группах дети легко вовлекались в работу, с энтузиазмом и творчеством выполняли задания, были откровенны, проявляли терпимость интерес к проявлению внутренних переживаний. После проведения занятий учителя отмечали улучшение взаимоотношений в классе, проявление дружелюбной атмосферы принятия учеников, после индивидуальных занятий изменение стереотипов поведения, снятие страхов и т. д.

ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЫТА

Как показывает практика работы в рамках применения арттерапевтических приемов, со всеми трудностями при желании можно легко справиться. Поэтому, сталкиваясь с проблемой, нахожу причины ее появления, подбираю пути и способы ее преодоления. Трудности материально-технического обеспечения решаются вложением личных средств, вопросы подбора методик и приемов арттерапии решаются более глубоким диагностическим анализом проблемных ситуаций и нахождением адекватных приемов коррекции.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Своими результатами я делюсь на педсоветах, методических объединениях воспитателей школы-интерната.

Публикации по теме:

Представление педагогического опыта на конкурсе «Педагог года-2018» 1 слайд Здравствуйте, уважаемые члены жюри, дорогие коллеги, гости! Хочу рассказать вам о себе, а также представить свой педагогический.

Представление инновационного педагогического опыта работы Представление инновационного педагогического опыта работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста».

Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Тема: «Организация работы по развитию связной речи и коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного.

Представление педагогического опыта «Формирование правовой культуры социально-ориентированной личности» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен-ствования учебно-воспитательного процесса. На современном.

Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2016» Представление педагогического опыта работы воспитателя МКДОУ «Детский сад № 3 «Одуванчик» Лексаковой Светланы Александровны 1, 2. Здравствуйте,.

Представление педагогического опыта работы. Кружковая деятельность «Волшебная клякса» Представление педагогического опыта работы. «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих.

Представление педагогического опыта воспитателя Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Структурное подразделение «Детский сад.

Представление предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога ДОУ Бывает сложно слышать душу, Ещё трудней её лечить, При этом быть всегда спокойным, Свои проблемы отложить. Представление предметно-развивающей.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя- логопеда МБДОУ «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Паршуниной Наталии Александровны, воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта педагога-психолога
Опубликовано: 21 января 2019 в 12:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Елена (УИ 1740549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД